Хануман: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 40: Строка 40:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 08:55, 1 июня 2023

Ханума́н — др.-инд. Hanuman — «имеющий (разбитую) челюсть»
Марути — «сын Маруты»

В индуистской мифологии божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю, или Маруты, и обезьяны Анджаны. Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. По одной из легенд, сразу же после рождения Хануман схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. На защиту солнца выступил Индра и поразил Хануман в челюсть своим перуном. Отсюда Хануман получил имя.

В «Рамаяне» Хануман является одним из главных героев, он мудрый советник Сугривы и преданный друг Рамы и Ситы. В поисках Ситы Хануман одним прыжком перелетает на Ланку, убив по дороге чудовищ Сурасу и Симхику, и там, вступив в сражение с полчищами ракшасов, поджигает город. Затем Хануман возвращается к Раме и вместе с ним принимает участие в походе на Ланку. Он совершает множество воинских подвигов, убивает сына Раваны Акшу, спасает от гибели Раму и Лакшману. После победы Хануман над ракшасами Рама вознаграждает его за помощь даром вечной молодости.

Хануман присутствует и в другом индийском эпосе — «Махабхарата». Там во время пребывания пандавов в изгнании с Хануманом встречается в лесу Бхима и не может даже приподнять хвост Хануман, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что он его брат (Бхима — тоже сын бога Ваю), и возвещает ему учение о четырёх югах и об обязанностях четырёх варн [1].

Культ Хануман — один из самых популярных в современном индуизме. Хануман чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни. На многочисленных изображениях Ханумана обычно представлен в почтительной позе (на коленях, со сложенными руками) перед Рамой или Ситой либо в воинственном облике, с дубиной в руке, ногой попирающим богиню — хранительницу Ланки.

Из Индии культ Ханумана (и культ обезьян вообще) распространился на всю Восточную Азию вплоть до Китая.

00-04-211-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология

Ваю
Марута
Индра
Сугрива
Рама
Лакшмана
Сита
Ракшасы
Равана
Бхима

Обезьяна
Челюсть
Ланка
Юга
Варны

Литература

  • Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. Мбх. III 146—151