Топор: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показано 107 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
+
[[Категория:Вещи]]
|-
+
:<!-- Варианты наименования --> = топор, топорик
| valign="top" align="left" |
+
::боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
:————
+
::~ палача, ~ мясника
Важный со времен неолита и мощный по символике инструмент. Фигурирует почти во всех религиях древности. Есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.
+
:<!-- Синонимы и разновидности -->≈ секира
 +
:<!-- Этимология -->< этимология
 +
:————————————————————
 +
:Составная часть таких объектов как [[алебарда]] и [[фасции]].
 +
:Самостоятельное значение имеют [[лабрис]], [[томагавк|томагавк,]] [[бердыш]].
 +
:Сведения [[- топор|о применении в геральдике]].
 +
————————————————————————————————————————
 +
 
 +
<!-- Дефиниция, общая информация -->Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие|орудие труда]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]].
 +
 
 +
<!-- Время появления, бытования -->Известен со времен неолита.  
 +
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
 +
 
 +
<!-- Распространённость -->Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.
 +
 
 +
<!-- Особенности формирования -->На ранних изображениях часто неотличим от [[Молот|молота]], что способствует сходству их символики в древности.
 +
 
 +
<!-- Символика -->
 +
Оружие воинственных [[Боги неба|богов неба]] и [[Громовник|грома]] в их борьбе с [[Демоны|демоническими существами]], [[Великан|великанами]]; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.
 +
 
 +
Имеет устойчивые ассоциации с [[Огонь, стихия|огнем]], [[Молния|молнией]], [[Гром|громом]], бурей, [[Гроза|грозой]] и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать [[дождь]].
 +
 
 +
Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в [[Жертва|жертву]] крупных животных.
 +
 
 +
На символическое значение влияют:
 +
 
 +
*материал — [[железо]], [[камень]]
 +
*форма — полукруглый, двойной
 +
*сопутствующие эффекты — [[блеск]], (глухой) звук [[Удар|ударов]], высекаемые [[искры]]
 +
————————————————————————————————————————
 +
 
 +
====<font color="«#669999»">Основные значения (символизирует):</font>====
 +
Атрибут:
 +
*[[Воин|воина]] — повсеместно;
 +
*древних [[Солнце|богов солнца]] (солярный символ), [[Небо|неба]] и [[Буря|бури]].
 +
 
 +
[[Сила]], мощь:
 +
*~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
 +
*~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
 +
*~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
 +
*гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).
 +
 
 +
[[Союз]] с Небом.
 +
 
 +
[[Власть]]:
 +
*~ верховная, полновластие;
 +
*~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
 +
*~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);
 +
[[Разделение]], [[проникновение]]:
 +
*[[раскалывание]], [[разрубание]], [[расчленение]], [[дифференциации]] — режет, делит, сортирует;
 +
*[[раскрытие тайн]], проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия;
 +
*[[озарение]] (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда).
 +
[[Поддержка]], [[помощь]].
 +
 
 +
Принесения (кровавой) [[жертвы]].
  
Блеск и глухие удары топора, высекающего искры, в значительной мере определили его символизм, ассоциирующийся с огнем и жизнетворной силой грозы, например в Зап. Африке.
+
[[Смерть]] — через образ [[Палач|палача]], заносящего топор над головой всякого живущего.
  
Ассоциируется с молнией, водой и плодородием, ему приписывали способность вызывать дождь и прекращать его. Символ власти вождя, правителя (у народов Океании, кельтов, северных народов и африканцев) и повсеместно — атрибут воина.
+
''Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность''
  
Приоткрывает и проникает в землю, что говорит о его союзе с Небом, об оплодотворяющей мощи.
+
----
 +
[[Категория:Африка]]
 +
===<font color="«#669999»">Африка</font>===
 +
[[Категория:Африка]]
 +
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]].
  
Как оружие воинственных богов неба и грома, занятых уничтожением демонических существ (великанов) он на древних изображениях часто неотличим от молота (секиры).
+
Несёт магическую и ритуальную функцию.
  
Поскольку крупных жертвенных животных во многих культурах бронзового и железного века (на Среднем Востоке и много позже) умертвляли топором, он часто становился символом кровной жертвы, а также символом подсудности, как, например, в пучках прутьев у древнеримских ликторов (фасции).
+
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
  
Особую форму представляет собой двойной (двухсторонний) топор, который рассматривался, предположительно, как священный союз бога Небес и богини Земли, грома и молнии. В других случаях лезвия, напоминающие полумесяцы, символизируют луну или обозначают единство противоположностей.
 
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>===
 
*разрушение, ярость — в руках воинствующих божеств;
 
*силовое решение;
 
*полновластие;
 
*атрибут древних богов солнца и бури;
 
*положенный у корня дерева — небесный суд;
 
*разделение, проникновение
 
*солярная эмблема богов Неба.
 
*божественность, верховная власть,
 
*гром, плодородие, дождь, приносимый небесными богами,
 
*исправление ошибок, принесения жертвы,
 
*поддержка, помощь.
 
*духовное проникновение (до самого сердца тайны);
 
*орудие разделения и дифференциации (режет, делит, сортирует).
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]] См. также:
 
:[[Оружие]]
 
 
----
 
----
:[[Лабрис]]
+
 
:[[Секира]]
+
===<font color="«#669999»">Египет</font>===
:[[Бердыш]]
+
[[Категория:Египет]]
 +
Двойной топор — солярный символ.
 +
 
 +
В иероглифическом письме:
 +
*топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
 +
* две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
 
----
 
----
:
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Африка</font></div>==
 
У племен йоруба двойной топор несет магическую функцию: им громыхает бог бури.
 
  
Богато декорированные и поэтому не используемые по назначению топоры являются символом достоинства вождей и вообще исполнительной власти.
+
===<font color="«#669999»">Античность</font>===
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Древний Восток</font></div>==
+
[[Категория:Античность]]
Двойной топор — эмблема Таммуза.
+
Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
  
Хеттский топор и двойной топор — атрибуты Тешуба, бога Солнца и Повелителя Небес; верховная власть.
+
Символ:
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Египет</font></div>==
 
В иероглифическом письме — знак идеи разделения… обещанные или посвященные вещи были «отсечены» от других.
 
  
Двойной топор солярный символ.
+
*Матери-охотницы;
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Античность</font></div>==
+
*Диониса Тенедоса — неиконический;
Символом Матери-охотницы.
 
  
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Ударом топора Гефест рассек его голову (образ молниеносной интуиции, озарения), и из нее вышла облаченная в доспехи и шлем Афина, богиня интеллектуальных способностей и мудрости.
+
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]).
  
Неиконический образ Тенедоса Диониса (двойной).
+
————————————————————
  
В Минойской культуре не удается проследить происхождение символа двойного топора. Предполагается, что он символизировал верховную власть и силу, а также присутствие божества. Вырезался на минойских кирпичах в надежде получить покровительство Зевса над строящимся зданием.
+
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
  
Предполагается далее, что на Крите он являлся не столько символом, сколько прямым неиконическим образом божества и обладал сверхъестественной силой.
+
Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Северная традиция</font></div>==
+
 
У кельтов двойной топор означает божество, вождя или воителя.
+
От собственного топора погибает [[Галиррофий]], пытаясь срубить священную оливу Афины.
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Европа</font>===
 +
[[Категория:Европа]]
 +
В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Северная традиция</font>===
 +
[[Категория:Северная традиция]]
 +
 
 +
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
  
 
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
 
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
  
У скандинавов двойной топор сопровождает божественное существо, вождя или воина.
+
Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Славяне</font></div>==
 
Наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней. У восточных славян топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с топором; болгары забивали топор в дерево, чтобы защитить себя от волков. В Полесье топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.
 
  
Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
+
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
 +
----
  
Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.
+
===<font color="«#669999»">Балтия</font>===
 +
[[Категория:Балтия]]
 +
Атрибут:
 +
*[[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
 +
*[[Перкунас|Перкунаса]] — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
 +
----
  
В народных верованиях топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай.
+
===<font color="«#669999»">Славяне</font>===
 +
[[Категория:Славяне]]
  
Иногда лезвие топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля.
+
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
  
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха.
+
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Китай</font></div>==
 
Фу — это один из двенадцати знаков отличия императорской власти.
 
  
Двойной топор символизирует правосудие, суд, власть, наказание.
+
*нечистой силы
 +
*диких животных
 +
*разнообразных природных катаклизмов
 +
*болезней, сглаза и порчи.
 +
 
 +
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
 +
 
 +
Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.
 +
 
 +
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.
 +
 
 +
Ассоциируется с мужским началом:
 +
 
 +
*если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
 +
*пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
 +
 
 +
Для защиты от нечисти топор:
 +
 
 +
*использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
 +
*ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
 +
*втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом;
 +
*клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
 +
*~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
 +
* ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
 +
 
 +
Охранной силой обладало и поименование топора:
 +
 
 +
*высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
 +
*считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север
 +
 
 +
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
 +
 
 +
*использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
 +
 
 +
*вбивали в порог во время грозы — словаки;
 +
*помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
 +
*ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.
 +
 
 +
Для защиты домашних животных:
 +
 
 +
*топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
 +
*~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
 +
*~ втыкали в землю при выходе скота;
 +
*~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
 +
 
 +
*пастух обходил стадо с топором — Русский Север
 +
 
 +
*~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
 +
 
 +
*реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
 +
*по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
 +
 
 +
*в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
 +
 
 +
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
 +
 
 +
Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.
 +
 
 +
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.
 +
 
 +
Использовался топор и в качестве лечебного средства.
 +
 
 +
Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.
 +
 
 +
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
 +
 
 +
*топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
 +
 
 +
*утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
 +
 
 +
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
 +
 
 +
*среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
 +
*давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
 +
 
 +
* при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.
 +
 
 +
Для лечения:
 +
 
 +
*боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
 +
 
 +
*от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
 +
 
 +
*от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские.
 +
 
 +
Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи:
 +
 
 +
*вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
 +
* под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне;
 +
 
 +
*младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
 +
 
 +
*отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;
 +
 
 +
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване
 +
 
 +
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
 +
 
 +
*кладут под лавку или на место, где лежало тело;
 +
 
 +
*бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
 +
 
 +
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.
 +
 
 +
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
 +
 
 +
*и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
 +
*в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
 +
 
 +
На [[Рождество Христово|Рождество]]:
 +
 
 +
*топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
 +
 
 +
*после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Аравия</font>===
 +
[[Категория:Аравия]]
 +
Атрибут [[Рашап|Рашапа]] — бога огня и молний в западносемитской мифологии.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Кавказ</font>===
 +
[[Категория:Кавказ]]
 +
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:
 +
 
 +
*[[Мезиль]] — адыгская мифология;
 +
 
 +
*[[Рикирал дак|Рикира дак]] — мифология лакцев и дидойцев;
 +
*[[Очокочи]] — грузинская мифология.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Средняя Азия / Монголия</font>===
 +
[[Категория:Монголия]]
 +
 
 +
Атрибут божества огня [[Отхан-галахан|Отхана-галахана]] — жемчужный.
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Сибирь</font>===
 +
[[Категория:Сибирь]]
 +
Имя якутского бога грома [[Сюгэ тойон]] — «господин топор».
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Китай</font>===
 +
[[Категория:Китай]]
 +
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
 +
 
 +
Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
 +
 
 +
Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из [[Шесть предметов счастливого предзнаменования|шести предметов счастливого предзнаменования]] (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).
  
 
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
 
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
  
Атрибут покровителя плотников, а также посредника.
+
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
 +
 
 +
В системе соответствии владыка востока [[Фу-си]] среди прочего соотносится с секирой.
 +
 
 +
Атрибут:
 +
 
 +
*[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
 +
*героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
 +
*покровителя плотников, а также посредника (?).
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Индокитай</font>===
 +
[[Категория:Индокитай]]
 +
Атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Мезоамерика</font>===
 +
[[Категория:Мезоамерика]]
 +
Атрибут:
 +
 
 +
*[[Чак|Чака]] — бог дождя и молнии в мифологии майя;
 +
*[[Патекатль|Патекатля]] — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
 +
 
 +
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Северная Америка</font>===
 +
[[Категория:Северная Америка]]
 +
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Австралия и Океания</font>===
 +
[[Категория:Австралия и Океания]]
 +
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
 +
 
 +
Двойной топор:
 +
 
 +
*символизирует собой форму (тела) человека.
 +
 
 +
*обладает божественной силой.
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Иран</font>===
 +
[[Категория:Иран]]
 +
В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] — духа религиозного послушания и порядка.
 +
 
 +
В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях [[Таргитай|Таргитая]] золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Индуизм</font>===
 +
[[Категория:Индуизм]]
 +
Атрибут:
 +
 
 +
*[[Агни]] — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
 +
 
 +
*[[Тваштар|Тваштара]] — бога-демиурга;
 +
 
 +
*[[Брихаспати]] — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
 +
*[[Пушан|Пушана]] — золотой;
 +
*[[Вишвакарман|Вишвакармана]] — строитель, плотника и архитектор, отдаёт [[Кали]] (свои) топор, перстни и ожерелья;
 +
*[[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
 +
*[[Шива]] — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).
 +
 
 +
[[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]].
 +
 
 +
В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Буддизм</font>===
 +
[[Категория:Буддизм]]
 +
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
 +
 
 +
Входит в некоторые группы подобные [[Восемь символов благоприятного предзнаменования|восьми символам благоприятного предзнаменования]].
  
Символизирует союз семей в свадебных обрядах: бракосочетание символически отделяет ветви (жених и невеста) от двух стволов (семьи новобрачных) и делало из них вязанку.
+
----
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Северная Америка</font></div>==
 
«Топор войны» первоначально — «дубина для расшибания черепов», к которой лезвие было приделано лишь после контакта с европейскими колонистами.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Австралия и Океания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Австралия и Океания</font></div>==
 
Два человека-сокола, пришедшие с севера в землю аранда, учат других людей пользоваться каменным топором.  (из ст. [[Австралийская мифология]])
 
  
Двойной топор символизировал форму человека. Полагали, что он обладает божественной силой.
+
===<font color="«#669999»">Библия</font>===
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Индуизм</font></div>==
+
[[Категория:Библия]]
Двойной топор атрибут Агни, вместе с дровами и мехами.
+
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)
  
Вишну срубает топором дерево Самсару, дуалистичное дерево Знания.
+
----
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Буддизм</font></div>==
+
 
Двойной топор обрубает круг рождений и смертей.
+
===<font color="«#669999»">Христианство</font>===
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Христианство</font></div>==
+
[[Категория:Христианство]]
Двойной топор — мучение, разрушение.
+
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
 +
 
 +
Атрибут:
 +
*Св. [[Иоанн Креститель, Св.|Иоанна Предтечи]] — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
 +
*Св. [[Иосиф Обручник, Св.|Иосифа, мужа Девы Марии]] — плотницкий, часто, с другими инструментами;
 +
*Св. [[Прокл, Св.|Прокла]] — двойной;
 +
*Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой;
 +
*Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
 +
*Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
 +
*Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха;
 +
*Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] — топорище или топора лесоруба;
 +
*Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.
 +
Тертулиана<ref>Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6</ref> приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.
 +
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Эмблематика</font>===
 +
[[Категория:Эмблематика]]
 
Атрибут:
 
Атрибут:
*Св. Иоанна Предтечи (Проповедуя жителям Иудеи, он заявил: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).) (двойной).
+
 
*Иосифа, мужа Девы Марии, с инструментами плотника как указание на его ремесло;
+
*[[Справедливость|Справедливость персонифицированная]], аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85);
*Св. Прокла (двойной)
+
*[[Купидон]] как символ супружества.
*Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея и Матфия (Матиаса???), обезглавленых секирой.
+
 
*Св. Бонифация, срубившего у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару.
+
'''Дерево, часть которого срезана'''
*Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия).
+
 
*Пётр Мученик — вонзенный в череп доминиканского монаха.
+
*Всему свое время.
*Св. Бенедикт обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро.
+
*Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ объединяет его в Австрии с легендами о Св. Вольфганге.
+
----
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
+
 
 +
===<font color="«#669999»">Ad vocem</font>===
 +
[[Категория:Ad vocem]]
 +
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Литература</font>===
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
+
----
*Вулкан (Гефест) в качестве акушера расщепляет голову Юпитера (Зевса) при рождении Афины. Эмблема алхимиков. М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
+
===<font color="«#669999»">Иллюстрации</font>===
*Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга. В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
+
*Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
 +
*Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
 
*Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
 
*Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
*Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), 19 в.
+
*Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
*Минойская Велика Мать, богиня держащая двойные топоры. (Лабрис — фаллический символ её партеногенетического плодородия. [dkes]).
+
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
+
----
 +
====<font color="red">'''——— черновые заметки ———————————'''</font>====
 +
[[Категория:Черновые записи]]
 +
(начала раздела с черновыми заметками)
 +
 
 +
===Примечания и комментарии===
 +
 
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Вещи]]
 

Текущая версия на 08:47, 2 мая 2024

= топор, топорик
боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
~ палача, ~ мясника
≈ секира
< этимология
————————————————————
Составная часть таких объектов как алебарда и фасции.
Самостоятельное значение имеют лабрис, томагавк, бердыш.
Сведения о применении в геральдике.

————————————————————————————————————————

Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как оружие, орудие труда, магический, ритуальный и церемониальный объект.

Известен со времен неолита. Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.

Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.

На ранних изображениях часто неотличим от молота, что способствует сходству их символики в древности.

Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.

Имеет устойчивые ассоциации с огнем, молнией, громом, бурей, грозой и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь.

Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных.

На символическое значение влияют:

————————————————————————————————————————

Основные значения (символизирует):

Атрибут:

Сила, мощь:

  • ~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
  • ~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
  • ~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
  • гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).

Союз с Небом.

Власть:

  • ~ верховная, полновластие;
  • ~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
  • ~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);

Разделение, проникновение:

Поддержка, помощь.

Принесения (кровавой) жертвы.

Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего.

Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность


Африка

У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.

Несёт магическую и ритуальную функцию.

Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.


Египет

Двойной топор — солярный символ.

В иероглифическом письме:

  • топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
  • две руки, держащие топор и щит — знак битвы.

Античность

Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.

Символ:

  • Матери-охотницы;
  • Диониса Тенедоса — неиконический;

Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).

————————————————————

Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).

Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.

От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.


Европа

В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.


Северная традиция

Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.

Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.

Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.

С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.


Балтия

Атрибут:

  • Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
  • Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.

Славяне

В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.

Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:

  • нечистой силы
  • диких животных
  • разнообразных природных катаклизмов
  • болезней, сглаза и порчи.

Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.

Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.

Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.

Ассоциируется с мужским началом:

  • если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
  • пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.

Для защиты от нечисти топор:

  • использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
  • ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
  • втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
  • клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
  • ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
  • ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);

Охранной силой обладало и поименование топора:

  • высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
  • считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север

Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:

  • использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  • вбивали в порог во время грозы — словаки;
  • помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
  • ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.

Для защиты домашних животных:

  • топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
  • ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
  • ~ втыкали в землю при выходе скота;
  • ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  • пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  • ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  • реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
  • по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
  • в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.

Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.

Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.

Использовался топор и в качестве лечебного средства.

Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.

Чтобы рана на ноге быстрее зажила:

  • топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  • утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.

Беременным для облегчения или избежания трудных родов:

  • среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
  • давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  • при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.

Для лечения:

  • боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
  • от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  • от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику[1] — русские.

Чтобы оградить от сглаза и порчи:

  • вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
  • под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор[2] — Украина и у западные славяне;
  • младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  • отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;

Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване

Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:

  • кладут под лавку или на место, где лежало тело;
  • бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье

на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.


Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.

Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:

  • и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
  • в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.

На Рождество:

  • топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  • после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году[3].


Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.


Аравия

Атрибут Рашапа — бога огня и молний в западносемитской мифологии.


Кавказ

Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:


Средняя Азия / Монголия

Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.


Сибирь

Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».


Китай

Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.

Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.

Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).

Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.

В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.

В системе соответствии владыка востока Фу-си среди прочего соотносится с секирой.

Атрибут:

  • Ян Цзянцзыцюаня — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
  • героя-мятежника Чи-ю — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
  • покровителя плотников, а также посредника (?).

Индокитай

Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.


Мезоамерика

Атрибут:

  • Чака — бог дождя и молнии в мифологии майя;
  • Патекатля — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.


Северная Америка

Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.


Австралия и Океания

Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.

Двойной топор:

  • символизирует собой форму (тела) человека.
  • обладает божественной силой.

Иран

В иранской мифологии атрибут Сраоши — духа религиозного послушания и порядка.

В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях Таргитая золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.


Индуизм

Атрибут:

  • Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
  • Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
  • Пушана — золотой;
  • Вишвакармана — строитель, плотника и архитектор, отдаёт Кали (свои) топор, перстни и ожерелья;
  • Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
  • Шива — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).

Вишну срубает топором дерево Самсару.

В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.


Буддизм

Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.

Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.


Библия

Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)


Христианство

Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?

Атрибут:

  • Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
  • Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
  • Св. Прокла — двойной;
  • Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
  • Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
  • Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
  • Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
  • Св. Бенедикт — топорище или топора лесоруба;
  • Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.

Тертулиана[4] приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.


Эмблематика

Атрибут:

Дерево, часть которого срезана

  • Всему свое время.
  • Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294

Ad vocem

Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.


Литература

  • Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
  • Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
  • Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
  • Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
  • Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes

——— черновые заметки ———————————

(начала раздела с черновыми заметками)

Примечания и комментарии

  1. Девочке в этом случае клали прялку.
  2. Это также должно оградить и от злых духов.
  3. Для урожайности плодовых деревьев.
  4. Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6