Пряха: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 9: Строка 9:
 
:[[Норны]]
 
:[[Норны]]
 
:[[Орисницы]]
 
:[[Орисницы]]
:[[Среча]]
+
:Среча
:[[Богородица]]
+
:[[Дева Мария|Богородица]]
 
:[[Варвара, Св.]]
 
:[[Варвара, Св.]]
:[[Параскева Пятница]]
+
:[[Пятница, персонаж|Параскева Пятница]]
 
:[[Кикимора]]
 
:[[Кикимора]]
 
:[[Мокошь]]
 
:[[Мокошь]]
 
:[[Русалки]]
 
:[[Русалки]]
 
----
 
----
:[[Мировое дерево]]
+
:[[Древо мировое]]
 
:[[Веретено]]
 
:[[Веретено]]
 
:[[Нить]]
 
:[[Нить]]
:[[Пятница]]
+
:[[Пятница, день недели|Пятница]]
 
:[[Ткачество]]
 
:[[Ткачество]]
:[[Прялка]]
+
:[[Прялка ручная|Прялка]]
 
:[[Ласка]]
 
:[[Ласка]]
 
|}
 
|}

Текущая версия на 23:59, 5 февраля 2021

В народной культуре персонаж, связанный с наиболее ритуали-зованным женским занятием. «Ева преде, Адамова супружница». Миниатюра из Сборника попа Пунчо. Болгария, 1796 г. < SMES, с.396 См. также:
Человек
Прядение

Хольда
Норны
Орисницы
Среча
Богородица
Варвара, Св.
Параскева Пятница
Кикимора
Мокошь
Русалки

Древо мировое
Веретено
Нить
Пятница
Ткачество
Прялка
Ласка

Северная традиция

У скандинавов и германцев Хольда и Норна прядильщицы и ткачихи судеб.

Славяне

Представление о прядении нити, воплощающей жизнь, судьбу, долю, восходит к индоевропейской древности — образам мифических прях у мирового древа; ср. болгарских орисниц, сербскую Сречу, которая прядет золотую нить. Об архаической символике прядения свидетельствуют изобразительные мотивы мирового дерева и др. на русских прялках; на Новгородчине в Великий четверг пряли левой рукой нити на каждого члена семьи и привязывали к березе: у кого пропадет нить, тот умрет. В сербской традиции мать после рождения ребенка должна спрясть нить, чтобы новорожденный вырос трудолюбивым. В славянской традиции функциями прях, определяющих судьбы, наделяются как высшие персонажи, в том числе Богородица, св. Варвара и Параскева Пятница — покровительницы рожениц и прях, так и низшие демоны — кикимора, мокоша, которые считаются продолжением сниженного образа славянской языческой богини Мокоши. Способностями прясть чудесную пряжу наделяются также пушные зверьки, прежде всего ласка.

В русских поверьях нечистая сила овладевает пряжей у тех прях, которые нарушили запреты или не помолились на ночь:

  • кикимора, мара, мокоша портят и путают пряжу;
  • русалки прядут оставленную на ночь в бане пряжу и пытаются соткать себе одежду;
  • невидимая пряха, прядущая по ночам, кикимора предвещает смерть близких или другое несчастье.

Параскева наказывает прях, нарушающих запрет на прядение в праздник (в пятницу). Напротив, изготовленная в праздник (Великий четверг) «оборотная нить» (которую пряли, вращая веретено «от себя») служила оберегом.

Иллюстрации

  • «Ева преде, Адамова супружница». Миниатюра из Сборника попа Пунчо. Болгария, 1796 г.

00-04-200-000.jpg 00-04-201-000.jpg

Литература

  • Петрухин В. Я. Одноимённая статья в SMES

Примечания и комментарии