Крылья: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 192: | Строка 192: | ||
Крылышки, привязанные к ступням Гермеса — греческого посла богов, позволяли ему вырываться из-под силы земного притяжения. | Крылышки, привязанные к ступням Гермеса — греческого посла богов, позволяли ему вырываться из-под силы земного притяжения. | ||
− | Крылья — духовность в материальном образе: крылатые боги, гении, посредники между небом и землей; крылья сказочных существ, содержащих в себе образы различных животных, либо животных и людей, как крылья божественного солнечного щита в Древнем Египте; крылья [[Пегас]]а, [[Феникс]] | + | Крылья — духовность в материальном образе: крылатые боги, гении, посредники между небом и землей; крылья сказочных существ, содержащих в себе образы различных животных, либо животных и людей, как крылья божественного солнечного щита в Древнем Египте; крылья [[Пегас]]а, [[Феникс, птица|Феникса]], [[Сфинкс]]а, [[Сирены|сирен]], [[Гарпия|гарпий]], [[дракон]]ов, [[грифон]]ов… |
У греков душа умершего покидала тело в образе малого, невидимого, но окрыленного существа, которое называлось: Eidolon — от этого слова и произошло слово «идол». | У греков душа умершего покидала тело в образе малого, невидимого, но окрыленного существа, которое называлось: Eidolon — от этого слова и произошло слово «идол». | ||
Крылатые существа символизировали воздух, изменчивый элемент, в противоположность постоянному. | Крылатые существа символизировали воздух, изменчивый элемент, в противоположность постоянному. | ||
− | |||
− | |||
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Текущая версия на 20:46, 11 июля 2021
- освобождение, облегчение,
- обретение духовности,
- духовность (во всех культурных традициях);
Крылья орла, несущие солнечный диск, во многих культурах (халдеев, Сирии, Египта и Юкатана) символизируют возрождение.
Разделяет символику
- воздуха, самого легкого из элементов,
- существа, которому принадлежат крылья:
- птица;
- бабочка;
- летучая мышь.
- имеют солнечную символику
- божество,
- духовную природу,
- подвижную, защищающую и всеохватную силу божества,
- защита (распростертые) - божественная защита, доверие , небесная сень (тень, пелена), укрывающая от яростного жара Солнца.
- способность выйти за пределы земного мира,
- не испытывать усталости,
- вездесущесть,
- воздух, ветер,
- мгновенное начало движения,
- полет времени,
- полет мысли,
- силу воли,
- разум,
- свободу,
- победу,
- быстроту.
- способности к сношениям между людьми и богами
Принадлежность многих сверхестественных существ (ангелов, гениев, демонических существ, фей, воздушных духов) в ранних культурах древнего мира.
Частичное заимствование облика у птиц означает обитание в небесной сфере, возвышение над человеческим миром благодаря легкости перьев.
Не столько полёт как процесс, сколько преодоление телесности, земного тяготения, притяжения обыденного.
Дальневосточные и индийские божества и сверхъестественные существа, за исключением Гаруды, Космического Коня и крылатого дракона, не разделяют символику крыльев.
Атрибут быстро перемещающихся богов-посланников.
Оперенное солнце (или диск) - символы неустанного путешествия Солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.
Шапочка, сандалии и кадуцей с крылышками указывают на посланца богов.
Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды христианских мистиков, суфистов, шаманов.
Черновые материалы
Крылатый конь - это солнечный символ, на нем ездят герои, либо это Космический Конь.
Необходимо также напомнить, что, поскольку ступня рассматривается как символ души (15), крылья на обуви некоторых божеств, в особенности — на сандалиях Меркурия, выступают представителями способности к духовному подъему, сравнимому по своей сущности с космической эволюцией.
В романтизме эльфообразные существа снабжены крыльями стрекоз и бабочек (См.т.ж.: Икар, Амур).
А из всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному" (246d).
Аллегорические животные мифов также часто изображаются с крыльями, чтобы подчеркнуть утонченность и близость их к небесам.
Этим объясняется наличие крыльев у некоторых символических фигур: в отличие от змея-аспида (символа духовного распада), крылатая змея является символом одухотворенности, божественности.
Герой, убивающий кровожадных чудовищ, также изображается крылатым.
Крылья встречаются также на некоторых предметах, таких как шлемы героев, кадуцей и молния в культе Юпитера (8).
Следовательно, форма и природа крыльев символически соответствует духовным качествам.
Так, крылья ночных животных символизируют извращенное воображение, а восковые крылья Икара — функциональную ущербность (15).
Поскольку крылья также означают подвижность, это их значение, комбинируясь со значением просветления, выражает возможность «прогресса в просветлении», или духовной эволюции (46).
В самом общем смысле крылья символизируют духовность, воображение, мысль.
Китай
В китайской иконографии крылья очень редки.
Атрибут даосских бессмертных (см.).
Символ знания.
Крылатый дракон - небесные силы и жизненный дух.
Космический Конь крылат и относится к силе ян.
Две птицы, изображенные вместе, каждая из которых всего с одним крылом - неразрушимое единство, верность и пара любовников.
Ветхий Завет
В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности (крылья есть у ангелов), означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого.
Следует отметить, что авторы Ветхого Завета, и это не раз подтверждается (например, ТОВИЯ), считали ангела неотличимым от человека и, следовательно, по-видимому, бескрылым.)
Онейрокритика
Приснившиеся крылья означают высвобождение творческих сил и способностей.
Буддизм
Два крыла символизируют мудрость и метод.
Жюль Дюэм в своей диссертации по истории полета замечает, что на Тибете «буддийские святые путешествовали по воздуху в особого рода обуви, известной под названием «легкие ноги» (3).
Египет
Нейт изображается иногда крылатой.
Античность
Кроноса имеет четыре крыла, которые олицетворяют полет времени. Изображаются в виде двух распростертых и двух сложенных крыльев, символизирующих вечное движение и бодрствование: «отдых в полете, и полет в отдыхе».
Арибут:
- Гипнос - своими темными крыльями навевает на людей сон.
- Ирис/Ирида - посланница Геры (Юноны).
- Победа (Ника/Виктория);
Гермес (Меркурий) как посланец богов имеет украшенные крыльями шапочку, сандалии и кадуцей.
Греки изображали любовь и победу в качестве крылатых фигур, и некоторые божества, такие как Афина, Артемида и Афродита, вначале также изображались с крыльями.
В древнегреческой теогонии крыльями наделялось божество в знак того, что оно является олицетворением добра и способно дать жизнь Космическому Яйцу.
Своей любовью оно (божество) наполняет мир. Второе же его свойство позволяет расколоться Яйцу Мирового Хаоса.
По мнению Платона, крылья — символ разумности, и поэтому некоторые мифические животные наделены крыльями, что отражает сублимацию символических качеств, обычно приписываемых каждому из животных. В диалоге "Федр" Платона (427-347 до н. э.) об оперении крыльев говорится, что оно имеет силу "подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов.
Античные персонификации также весьма часто предстают крылатыми, например Хронос, богиня победы Нике (лат. Виктория), богиня мимолетного счастья Фортуна.
Иудаизм
Крылья имеют архангелы и ангелы, серафимы и херувимы крылаты.
Индуизм
Гаруда.
Зороастризм
У иранцев крылатый диск - символ Ахура Мазды (Ормузда) как Света.
Ислам
Восемь ангелов поддерживают престол, который включает в себя весь мир.
Митраизм
Четыре ветра и четыре времени года символизируются крыльями.
Шаманизм
Крылатый конь - проводник душ в загробный мир.
Крылья птиц или украшенные перьями одеяния символизируют единение этого мира и мира духов.
Шумер
В шумеро-семитской традиции крылатый диск символизирует солнечных богов Шамаша и Ашшура.
Четыре крыла - четыре ветра и четыре времени года.
Семитский Эл - шестикрыл, но иногда имеет четыре крыла, два из которых отдыхают, а два несут его по воздуху, символизирую так же, как и крылья Кроноса, вечное движение и бодрствование («отдых в полет, и полет в отдыхе»).
Эмблематика
Среди античных крылатых фигур, изображавшихся в эпоху Ренессанса и позднее, были
- Слава(с трубами),
- История(пишущая на дощечке),
- Мир(с шаром),
- Фортуна(с завязанными глазами и с глобусом),
- Немезида
- Добродетели и пороки (большое число).
- Отец-Время и Удобный случай - время быстротечно.
- Ночь - летит с двумя младенцами на руках или сидит при свете лампы;
- Меланхолия (один из темпераментов) иногда имеет крылья;
- Бедность - фигура, стремящаяся вверх одна рука которой окрылена;
- Амур, Купидон, Путто;
- Пегас, кони Пелопса;
- змея Цереры;
Крылатые сандалии и шапочка - атрибуты Персея, заимствовавшего их у Меркурия.
Дедал конструирует крылья, с помощью которых он и его сын Икар улетают с Крита.
Алхимия
Знак летучего вещества.
Ассоциируются с высшим, активным, мужским началом; животные, лишенные крыльев - с началом пассивным женским (Керл-33). Почти без исключений встречаются лишь на запаных и ближневосточных изображениях божеств и сверхъестественных существ.
В алхимии отсутствие крыльев символизирует «твердую» природу серы, а их наличие - «переменчивую» природу ртути.
А во франкфурстком алхимическом издании 1618 г. (обнаружено Зильберером) в книге об алхимии, изданной в во Франкфурте: внизу - земной шар, у которого имеются крылья, то есть шар летит через время и пространство. И на этом изображении можно увидеть знаки триады и тетрады— треугольник и квадрат - они, по-видимому, обозначают материю и скрытую в ней стремящуюся вверх жизнь.
Геральдика
- В поздней трактовке рассматриваются как знак того,
- "что только доблестными делами вперед продвигаться надлежит или что только ими достигнуто достигнутое".
- Бёклер, 1688 г.
Христианство
Крылатыми изображаются:
- ангелы (как божественные посланники или как носители божественных качеств),
- архангелы (-"-),
- серафимы и
- херувимы;
- животные-символы Евангелистов;
- Иоанн Предтеча как Ангел пустыни — в православной иконописи;
- Св. Фома Аквинский как doctor angelicus (ангелический доктор);
- Св. Винсент Феррер — знак его ангельской любви к ближнему (редко).
Нижние перья крыльев — т. н. папоротки в православии, часто окрашиваются контрастным по сравнению с остальным крылом цветом. Дьявол и иные демонические персонажи изображаются с кожистыми крыльями летучей мыши.
Особенно богато снабженными крыльями представляются херувимы, принадлежащие к самому высокому классу ангельской иерархии. Пророк Иезекииль изображает их с четырьмя лицами и четырьмя крыльями, при этом они стоят на колесах, покрытых глазами-звездами, и как бы представляют собой, таким образом, живую престольную колесницу Бога. В Откровении Иоанна Богослова они изображены существами с шестью крыльями, а в книжном искусстве средневековья число крыльев у херувимов меняется.
В христианском символизме крылья — попросту свет солнца правосудия, всегда освещающего разум правых.
От величественной римской Виктории [Победы] произошел образ ангела — христианского посланца Бога, впервые изображенного в мозаиках VI века.
Архангелы Гавриил, Ммхаил и Рафаил вместе с другими чинами — или хорами — изображались с крыльями.
В иконописи: непременный атрибут в изображении ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и иногда некоторых святых (напр., Иоанна Предтечи в образе Ангела пустыни), а также в изображении змиев, диаволов и т. д. За образец К. небожителей и святых принято крыло птицы, а К. темных сил изображаются по образцу К. летучей мыши. Стилизованные изображения перьев на крыльях первого типа принято называть папоротками. Когда расколеровка К. дается как бы в два слоя (основной верхний и выступающий из под него нижний), слои называют соответственно папоротками и подпапоротками, причем последние имеют более светлую и цветистую расколеровку.
Иллюстрации
- Бог Ашшур как стрелок из лука на крылатом Столице. Ассирия, ок. 890 г. до н. э.
- Демон Пацуну. Бронзовая фигурка. Ассирия, ок. 800 до н. э.
- Крылья. «Только одного не хватает». И. Босхиус, 1702 г.
- Производное от египетского символа крылатого солнечного диска изображение бога Ахурамазды
- Ангел сна.
Черновые материалы
Христианская иконография от IV и до XX века, чтобы выразить духовную сущность ангелов, изображала их крылатыми, красивым и в образе младенцев неопределенного пола, одетыми в широкие полотнища, вроде римских тог. Птицы, как и ангелы, символизируют быстроту мысли, мгновенность и яркость воображения, вознесенность духа, схожего с подобных представлениях с элементами воздуха, эфира. Крылья и полет птицы — высшее состояние бытия, сила духа, подлинная воля, данная божеством.
Крылышки, привязанные к ступням Гермеса — греческого посла богов, позволяли ему вырываться из-под силы земного притяжения.
Крылья — духовность в материальном образе: крылатые боги, гении, посредники между небом и землей; крылья сказочных существ, содержащих в себе образы различных животных, либо животных и людей, как крылья божественного солнечного щита в Древнем Египте; крылья Пегаса, Феникса, Сфинкса, сирен, гарпий, драконов, грифонов…
У греков душа умершего покидала тело в образе малого, невидимого, но окрыленного существа, которое называлось: Eidolon — от этого слова и произошло слово «идол».
Крылатые существа символизировали воздух, изменчивый элемент, в противоположность постоянному.