Сократ: различия между версиями
м |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей. | Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ||
:[[Личности исторические]] | :[[Личности исторические]] | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
:[[Сцены смерти]] | :[[Сцены смерти]] | ||
|} | |} | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 15:03, 9 июня 2023
Афинский философ, как правило, изображаемый в двух сценах: в аллегорической, отражающей его влияние на молодежь, и в сцене его смерти.
Сократ и зеркало Диоген Лаэртский в своей «Жизни философов» ["О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"] (2:33) рассказывает о том, что Сократ «молодым людям советовал почаще смотреть в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие». Аллегория, выводимая из этого — Сократ, наущающий молодежь самопознанию, иллюстрирующая девиз: «Познай себя», — встречается в итальянской барочной живописи. Философ указывает на зеркало, в которое всматривается малыш или юноша. Другие молодые люди могут стоять рядом, погруженные в глубокое раздумье. Зеркало, как символ самосознания, связывается также с Благоразумием и Истиной.
Смерть Сократа. Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей. |
|