Дотет: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 12: Строка 12:
  
 
В другом мифе убитые Дотет-женшина и Дотет-её муж посмертно мстят всем кетам этого места, которые тонут в реке. В сказке о Дотете, жившем в своём камне и сосавшем у людей кровь, рассказывается, что людям удалось отрубить у него большой палец, но палец сел на лыжу Дотета и убежал, после этого на битву с людьми приходит через семь дней войско Дотета. В мифе о людях — глиняных чашках (кольтутах), воевавших с Дотетом, описываются семь Дотетов — от одноглавого до семиглавого, которые последовательно сражаются с кольтутами. Согласно югскому преданию, сила Дотета находится в воде в его чуме, кто её возьмет, может убить Дотета.
 
В другом мифе убитые Дотет-женшина и Дотет-её муж посмертно мстят всем кетам этого места, которые тонут в реке. В сказке о Дотете, жившем в своём камне и сосавшем у людей кровь, рассказывается, что людям удалось отрубить у него большой палец, но палец сел на лыжу Дотета и убежал, после этого на битву с людьми приходит через семь дней войско Дотета. В мифе о людях — глиняных чашках (кольтутах), воевавших с Дотетом, описываются семь Дотетов — от одноглавого до семиглавого, которые последовательно сражаются с кольтутами. Согласно югскому преданию, сила Дотета находится в воде в его чуме, кто её возьмет, может убить Дотета.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 33: Строка 33:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Сибирских народов мифология]]
+
[[Категория:Сибирь]]

Текущая версия на 07:05, 4 июня 2023

Доте́т; Дооте́т

В кетской мифологии одно из воплощений отрицательного начала.

Согласно варианту кетского дуалистического мифа, Дотет участвовал вместе с Есем в сотворении земли, создав ту её часть, что лежит ниже по Енисею. Часть земли Дотет спрятал за щёку, оттого земля получилась наклонной и Енисей течёт в ту сторону. Дотет создал вредных или бесполезных животных (волка, ерша и др.).

Распространены предания о Дотет в женском образе — Дотет-матери (Дотетэм), которая пытается захватить человека (героя мифа), в частности Хасынгета в югском мифе. Ему, однако, удаётся бросить Дотет в огонь, откуда выходят ящерицы, змеи, мыши, лягушки (в других вариантах мифа вредные животные возникают при сожжении Калбесэм или Хоседэм). Хасынгет убивает дочь Дотет, груди которой превращаются в наросты на деревьях.

В одной из сказок этого цикла Каскет убегает от Дотет, уведшей его в свой чум, убив и сварив её дочерей. Дотет съедает мясо дочерей и преследует Каскета. Пытаясь спастись на одной из семи лиственниц, Каскет предлагает Дотет держать глаза раскрытыми с помощью палочек, после чего засыпает глаза Дотет камнями и убивает её.

В другом мифе убитые Дотет-женшина и Дотет-её муж посмертно мстят всем кетам этого места, которые тонут в реке. В сказке о Дотете, жившем в своём камне и сосавшем у людей кровь, рассказывается, что людям удалось отрубить у него большой палец, но палец сел на лыжу Дотета и убежал, после этого на битву с людьми приходит через семь дней войско Дотета. В мифе о людях — глиняных чашках (кольтутах), воевавших с Дотетом, описываются семь Дотетов — от одноглавого до семиглавого, которые последовательно сражаются с кольтутами. Согласно югскому преданию, сила Дотета находится в воде в его чуме, кто её возьмет, может убить Дотета.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Кетская мифология

Есь
Калбесэм
Хоседэм
Каскет

Волк
Ёрш
Ящерица
Змея
Мышь
Лягушка

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии