Веретено: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 15: Строка 15:
 
*атрибут Великой Матери, лунных богинь и ткачих судьбы в их ужасном воплощении;
 
*атрибут Великой Матери, лунных богинь и ткачих судьбы в их ужасном воплощении;
 
*вращение веретена — движение вселенной.
 
*вращение веретена — движение вселенной.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 28: Строка 28:
 
:[[Норны]]
 
:[[Норны]]
 
:[[Мандорла]]
 
:[[Мандорла]]
:[[Перехта]]
+
:Перехта
:[[Параскева Пятница]]
+
:[[Пятница, персонаж|Параскева Пятница]]
:[[Веретенница]]
+
:Веретенница
 
:[[Змея]]
 
:[[Змея]]
:[[Ишь-Чель]]
+
:[[Иш-чель|Ишь-Чель]]
 
:[[Ева]]
 
:[[Ева]]
 
----
 
----

Текущая версия на 19:45, 3 июня 2023

Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств и жриц распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира.

Веретено, прялка и само шитье — символы жизни и временности. Относятся к луне как символу преходящего характера жизни и всего, что происходит по фазам. Божества-воплощения луны, земли или растительности, обычно имеют в качестве атрибутов веретено или прялку (Иштар, Атаргатис и т. д.) [1]. Шнайдер отстаивает это в своем определении веретена как символа Великой Матери, которая занималась шитьем внутри каменной горы или на вершине Дерева Мира.

Все богини судьбы — прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с триадой (трехликостью) существ (парки, мойры, норны), которые скручивают, наматывают и разрезают нити судьбы — образы рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. Три основные фазы (полнолуние, ущербная Луна, новолуние) указывают на три лика богини мрака и тьмы Гекаты (Ранке-Гравес). Видимо, умирающая и воскресающая Луна указывает на определяющие судьбу женские образы в рамках понятийного поля «преисподняя и новое рождение». Играет важную роль в символике сказок, связанную с судьбой и смертью (Спящая Красавица).

По очертаниям веретено является мандорлой с её символизмом двух взаимопересекающихся кругов — неба и земли, то есть жертвы, которая питает порождающую силу универсума. Идею взаимной жертвы и силы инверсии несут все веретенообразные символы (керл-50).

Основные значения:

  • время, его неумолимый бег;
  • хрупкость, мимолетности человеческой жизни[2];
  • женская деятельность, атрибут богинь материнства и женщин вообще;
  • атрибут Великой Матери, лунных богинь и ткачих судьбы в их ужасном воплощении;
  • вращение веретена — движение вселенной.
00-00-000-000.jpg

См. также:

Орудия
Прядение

Паук
Ткачество
Паутина
Парки
Мойры
Норны
Мандорла
Перехта
Параскева Пятница
Веретенница
Змея
Ишь-Чель
Ева

Античность

У Нереид было золотое веретено.

Имеют веретено своим атрибутом:

  • Парки;
  • Мойры — Лахесис (Клото ???), прядущая нить человеческой жизни.

Северная традиция

Гэльские феи прядут и ткут для людей, к которым хорошо относятся.

Славяне

Орудие прядения, наделяемое магическими свойствами. Как символ женского занятия веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или веретено и говорили, обращаясь к ребенку:

«Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!»

Сербка, сажая курицу на яйца, «мешала» их веретеном, «чтобы было больше курочек и меньше петушков».

У южных славян веретено использовалось для защиты от демонов:

  • его клали, например, в колыбель ребенка;
  • с помощью перевернутого веретена опознавали чертей, пришедших на праздник к девушкам под видом парней;
  • выносили веретено во двор во время грозы вместе с другими предметами для отвращения молнии и т. п.

В Полесье с помощью веретена вызывали дождь, окуная его в воду.

Восточные славяне применяли веретено в лечебной магии:

  • кололи веретеном больного, размахивали девятью веретенами, читая заговор;
  • клали веретено в воду вместе с ножом и поили этой водой больного.

Русские в Онежском крае, когда ребенок не спал по ночам, делали из лучины маленькое веретёнце и прялку, клали у их изголовья и произносили:

«Полунощница, щекотаренка! Не играй моим дитяткой, играй прялочкой, веретеночком да помельной лопаточкой!».

В любовной магии использовались и вращение, и острота веретена. Карпатские девушки крутили веретено, чтобы парни «так же крутились вокруг них». В Сербии девушки протыкали веретеном сердце крота с приговором:

«Как веретено крутится, так пусть крутится Н. (имя парня) вокруг меня».

Запрет пользоваться веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все веретёна, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти веретёна должны быть «полными», то есть с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Словаки прятали веретёна из опасения, что от взгляда на них могла появиться боль в боку. Сербы не позволяли прикасаться веретеном или веником к ребенку, так как считали, что от этого он перестанет расти.

Уподобление веретена змее выражено в полесском представлении, что оставленные на праздник в хате веретёна «пойдут в лес ужами», что сколько оставишь в хате веретён, столько увидишь летом змей. Согласно волынской легенде, большая и опасная змея веретенница произошла из веретена, которым женщина пряла на святки, а потом выбросила, вместо того чтобы сжечь.

Веретено является атрибутом таких мифологических персонажей, как восточнославянские Пятница и кикимора, которые проказят с веретеном и не убранной на ночь пряжей — путают и пачкают нитки и т. п. Словенская Перехта в рождественские вечера обходит дома и следит, все ли пряхи кончили прядение; нарушительниц она колет веретеном в живот, а не соблюдающим пост прокалывает живот и «высасывает все скоромное». В то же время женщины, прядущие в неурочное время, колют своими веретеном саму Параскеву Пятницу, Св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе.

Мезоамерика

Богиня Луны Ишь-Чель (покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения) у юкатанских майя изображалась за ткацким станком.

Христианство

В европейском средневековье является символом созерцательной жизни.

Благовещения с веретеном в руке изображается Дева Мария как указание на прародительницу Еву, которая также изображалась за прядением («Когда Адам пахал и Ева пряла…»).

Имеют веретено своим атрибутом:

  • Жанна д’Арк, Св. — Орлеанская дева как пастушка;
  • Маргарита, Св.;
  • Женевьева, Св..

Эмблематика

Веретено и нить, свешивающаяся с прялки.

  • Меня легко сломать.
Символ олицетворяет хрупкость и незащищенность человеческой жизни и показывает, как тонка та ниточка, па которой мы подвешены, и как легко оборвать ее. Самая тонкая нить паутины, по сравнению с ниточкой нашей жизни, кажется просто веревкой или канатом — так тонка и непрочна нить, соединяющая человека с его земным существованием, которая рвется при малейшем ветерке.
EMSI 37-6

Психология

Служит также фаллическим символом: в сказках и легендах веретено принадлежит злым феям, опасным существам — укол веретена погружает Спящую Красавицу в сон, который длится сто лет.

Литература

  • Толстой Н. И. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Парки с нитями жизни. В. Картари, 1647 г.
  • Иллюстрация к сказкам. Людвиг Рихтер (1803—1884)

Примечания

  1. KERL-17
  2. С более положительной чем у паутины репутацией, особенно в фольклоре