Фиолетовый цвет: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 90: Строка 90:
 
::— «Рака Св. Урсулы» X. Мемлинга, 1489 г. (Музей X. Мемлинга, Брюгге);
 
::— «Рака Св. Урсулы» X. Мемлинга, 1489 г. (Музей X. Мемлинга, Брюгге);
 
::— циклы картин В. Карпаччо.
 
::— циклы картин В. Карпаччо.
| width="200px" valign="middle" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]  
+
| width="200px" valign="middle" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]  
  
 
• Мадонна Милосердие
 
• Мадонна Милосердие
Строка 100: Строка 100:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Графические символы и знаки]]
+
[[Категория:Графические символы]]

Текущая версия на 09:17, 9 июня 2023

Описание

Святая Урсу́ла Кёльнская
итал. Orsola
———
V в. / IV в.
? (?) — 383 г. (Кёльн, Германия)
—————————


Легендарная святая мученица, почитаемая вместе с одиннадцатью тысячами девственниц.Дочь христианского короля Бретани Теонеста[1].

История Св. Урсулы излагается у Гальфрида Монмутского, в «Золотой легенде» и множестве других агиографических текстов, расходящийся между собой в последовательности и деталях описываемых событий. Есть вероятность, что она (эта история) восходит к действительным событиям V в., которые, однако, к IX в. подверглись сильной мифологизации.


Согласно легенде, одарённая исключительной красотой, мудростью (высоким разумом) и правдивостью Урсула долгое время отказывала своим многочисленным поклонникам в замужестве, пока её руки для своего единственного сына Конона не попросил король Англии Агрипп. Желая оградить своего отца от угроз могущественного претендента-язычника, но в тоже время избежать замужества, Урсула даёт согласие на брак, но лишь при выполнении трёх непременных условий:

• перед замужеством ей необходимы три года для посещения христианских святынь;
• в паломничестве её должны сопровождать десять благородных девиц с тысячей девиц прислуги у каждой[2];
• сам принц Конон и его приближённые должны принять христианство.

Категоричность условий однако не отпугнула послов, впечатлённых красотой и мудростью Урсулы, и они были приняты.

Как только была собрана свита из одиннадцати тысяч посвятивших себя Христу девственниц, Урсула с Конаном отправляются в Рим. Паломничество совершается на одиннадцати кораблях вверх по Рейну с остановками в порту Киэлла (Галлия), Кёльне и Базеле, а затем посуху до Рима. В Кёльне Урсула видит сон, в котором ангел подносит к её голове венец мученицы.

В Риме Урсулу и её спутников принимает папа Кириак[3], который крестит Конона под именем Этерий. Зная об уготованном Урсуле и её спутницам мученичестве и желая разделить его с ними, Кириак оповещает всех о своём решении и присоединяется к паломницам и торжественно слагает с себя сан. На обратном пути паломники подвергаются нападению осаждающих Кёльн гуннов, которые сначала убивают Этерия, а затем (после безуспешной попытки овладеть ими) истребляют всех девственниц. Последней погибает отказавшаяся стать женой вождя гуннов Урсула, в которую тот стреляет из лука; часто упоминается, что он выпустил три стрелы.Почитание Св. Урсулы получило широкое распространение в средние века в западноевропейских странах. Популярности легенды способствовали экстатические видения пророчицы Елизаветы (XII в.).

День памяти:

• в Католической Церкви — 21.X
• в Православной Церкви[4] — 3.XI

Образ Урсулы содержит традиционные черты водного божества. Её блуждание со множеством отвергших брак дев напоминает подвижное бытие свиты девственных богинь.

Основные значения

Святая покровительница:

Кёльна, Сорбонны.

Основные символы

Изображается юной девой в королевском облачении.

Атрибуты:

— корона;
— плащ, подбитый горностаем — знак девственности и гербовый символ бретонского герцогства;
— пальмовая ветвь — символ мученика;
— стрела — орудие мученичества;
— посох странника, макет корабля — указание на совершенное ею паломничество;
— знамя победы, представляющее собой красный крест на белом фоне — часто его древком служит посох;
— девы, во множестве окружающие фигуру святой, часто с пальмовыми ветвями и стрелами в руках.
00-04-088-000.jpg

Смотри:

Святые

Мученик

• Св. Урсула

: ~ в символике

: ~ в геральдике


Смотри также:


Дева, девственница

Водные существа

• Принцесса

———

• Конон

• Этерий

• Кириак

Искусство

В изобразительном искусстве Св. Урсула чаще всего встречается в периоды позднего средневековья и Возрождения, наибольшей популярностью пользуясь у художников Италии и Германии.

Обычно она представлена в повествовательных, часто образующих собой циклы, сценах. Последовательность сцен внутри разных циклов может существенно разнится, благодаря большому числу и версий её жития. Наиболее популярные сюжеты:

— Сватовство Конона — Король Бретани, принимает послов короля Англии, преклонивших перед ним колени. / Урсула утешает отца, излагая ему свои условия (загибая при этом пальцы). / Послы передают ответ английскому королю и его сыну.
— Паломничество Св. Урсулы — Супружеская чета покидает отца Урсулы (геральдическими идентификаторами случат горностаевый мех — Бретань, и три льва настороже — Англия). / Сцены погрузки паломников (девы) на корабли, их плавания, стоянки в гавани и сошествия на берег. / Вид города: готический собор на заднем плане указывает, что действие поисходит в Кёльне; паломники, отправляющиеся в горы — в Базеле. / Папа и кардиналы на борту корабля — свидетельство того, что они уже на обратном пути.
— Сон Св. Урсулы — Ангел подносит венец мученицы лежащей в постели Урсуле.
— Крещение Конона — Коленопреклонённые Урсула и Конон (принц и принцесса) перед папой у ворот Рима или в дверях церкви. / В церкви — Этерий стоит в купели, принимая крещение; Урсула причащается.
— Убиение одиннадцати тысяч дев — Сцена резни происходит на кораблях или на берегу: воины нападают на девушек с мечами, луками и копьями. / Этерий падает на руки Урсулы, когда воин вонзает меч в его грудь.
— Мученичество Св. Урсулы — Урсула стоит перед шатром предводителя гуннов, жестом отвергая его; рядом стоит воин с поднятым луком. / На заднем плане возвышается кельнский собор.

В молитвенных образах нередко предстаёт укрывающей своим плащом множество юных дев, подобно образу Мадонны Милосердие. Характерный атрибут — стрела, в молитвенных образах святая обычно держит в руке, иногда стрела пронизывает шею Урсулы. В повествовательных сценах стрела чаще представляется пронзающей её грудь; нередко, показываются три стрелы.

К числу наиболее известных живописных изображений Св. Урсулы относятся:

— «Рака Св. Урсулы» X. Мемлинга, 1489 г. (Музей X. Мемлинга, Брюгге);
— циклы картин В. Карпаччо.
00-00-000-000.jpg

• Мадонна Милосердие

Библиография

Нестерова О. E. Урсула // MNME Т.2, с. 551

Иллюстрации

00-04-428-000.jpg

Примечания и комментарии

  1. Часто и ошибочно называется британским королём.
  2. В самом раннем эпиграфическом источнике говорится только о 10 сопровождающих Урсулу девицах.
  3. Вымышленный персонаж.
  4. С 2006 Св. Урсула местно почитается в Германской и Берлинской епархиях РПЦ (Московский Патриархат).