Яйцо мировое: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 17: Строка 17:
 
Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.
 
Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.
  
Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. [[Хираньягарбха]]) возник творец [[Праджапати]], из него же возникает [[Брахма]] (ср. также [[Брахманда]]); иногда творец [[Ишвар]]а описывается живущим в мировом яйце на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.).
+
Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. [[Хираньягарбха]]) возник творец [[Праджапати]], из него же возникает [[Брахма]] (ср. также [[Брахманда]]); иногда творец [[Ишвара]] описывается живущим в мировом яйце на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.).
  
У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, [[Фанес]]а, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. [[Митра]]), или особого бесплотного божества с крыльями.
+
У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, [[Фанес]]а, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. Митра), или особого бесплотного божества с крыльями.
  
 
В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун».
 
В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун».
  
Мировое яйцо, снесенное птицей [[Фуфунда]], дало начало небу у хауса.
+
Мировое яйцо, снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса.
  
Согласно «[[Калевала|Калевале]]» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…».
+
Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…».
  
 
В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо.
 
В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо.
  
В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено [[Вяйнямёйнена]], единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).
+
В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено [[Вяйнямёйнен|Вяйнямёйнена]], единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).
  
 
В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят).
 
В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят).
Строка 41: Строка 41:
 
У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея.
 
У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея.
  
В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается [[Тифон]].
+
В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается [[Тифон, сын Геи|Тифон]].
  
 
Ср. распространённое поверье о рождении [[василиск]]а из яйца.
 
Ср. распространённое поверье о рождении [[василиск]]а из яйца.
  
Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана [[Кощей|Кощеева]] смерть.
+
Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана [[Кащей Бессмертный|Кощеева]] смерть.
  
 
Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.
 
Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.
 
::::[В. Н. Топоров [[MNME]] ]
 
::::[В. Н. Топоров [[MNME]] ]
 
[[Категория:Общие понятия]]
 
[[Категория:Общие понятия]]

Текущая версия на 19:01, 11 июля 2021

Яйцо мировое; Яйцо космическое

Основные значения:

  • начало всего сущего.
00-00-000-000.jpg

См. также:



Мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ мирового яйца, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда — род людской (ср. кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека).

Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.

Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. Хираньягарбха) возник творец Праджапати, из него же возникает Брахма (ср. также Брахманда); иногда творец Ишвара описывается живущим в мировом яйце на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.).

У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. Митра), или особого бесплотного божества с крыльями.

В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун».

Мировое яйцо, снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса.

Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…».

В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо.

В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена, единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).

В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят).

Обычно начало творения связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, взрывается, брошенное в небо (ср. обычай свадебного разбивания яйца в северо-западной Африке, осознаваемый как символ взрыва мирового яйца).

В ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец.

Иногда из мирового яйца рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть.

У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея.

В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается Тифон.

Ср. распространённое поверье о рождении василиска из яйца.

Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть.

Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

[В. Н. Топоров MNME ]