Яйцо мировое: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца. | Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца. | ||
− | Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. [[Хираньягарбха]]) возник творец [[Праджапати]], из него же возникает [[Брахма]] (ср. также [[Брахманда]]); иногда творец [[ | + | Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. [[Хираньягарбха]]) возник творец [[Праджапати]], из него же возникает [[Брахма]] (ср. также [[Брахманда]]); иногда творец [[Ишвара]] описывается живущим в мировом яйце на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.). |
− | У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, [[Фанес]]а, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. | + | У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, [[Фанес]]а, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. Митра), или особого бесплотного божества с крыльями. |
В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун». | В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун». | ||
− | Мировое яйцо, снесенное птицей | + | Мировое яйцо, снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса. |
− | Согласно | + | Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…». |
В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. | В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. | ||
− | В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено [[Вяйнямёйнена]], единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду). | + | В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено [[Вяйнямёйнен|Вяйнямёйнена]], единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду). |
В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят). | В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят). | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея. | У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея. | ||
− | В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается [[Тифон]]. | + | В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается [[Тифон, сын Геи|Тифон]]. |
Ср. распространённое поверье о рождении [[василиск]]а из яйца. | Ср. распространённое поверье о рождении [[василиск]]а из яйца. | ||
− | Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана [[ | + | Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана [[Кащей Бессмертный|Кощеева]] смерть. |
Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ. | Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ. | ||
::::[В. Н. Топоров [[MNME]] ] | ::::[В. Н. Топоров [[MNME]] ] | ||
[[Категория:Общие понятия]] | [[Категория:Общие понятия]] |
Текущая версия на 19:01, 11 июля 2021
Основные значения:
|
См. также: |
Мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ мирового яйца, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда — род людской (ср. кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека).
Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок мирового яйца(или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях мировое яйцо описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.
Согласно ведийской космогонии, из мироваго яйца — золотого зародыша (см. Хираньягарбха) возник творец Праджапати, из него же возникает Брахма (ср. также Брахманда); иногда творец Ишвара описывается живущим в мировом яйце на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.).
У орфиков известен миф о возникновении из мирового яйца, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (ср. также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в ст. Митра), или особого бесплотного божества с крыльями.
В египетском мифе солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей «великий Гоготун».
Мировое яйцо, снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса.
Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…».
В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо.
В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена, единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).
В мифах известны примеры, когда с образом мирового яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц — более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят).
Обычно начало творения связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, взрывается, брошенное в небо (ср. обычай свадебного разбивания яйца в северо-западной Африке, осознаваемый как символ взрыва мирового яйца).
В ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец.
Иногда из мирового яйца рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть.
У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея.
В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается Тифон.
Ср. распространённое поверье о рождении василиска из яйца.
Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть.
Космогоническая функция мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.
- [В. Н. Топоров MNME ]