Юмис: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 22: | Строка 22: | ||
---- | ---- | ||
:[[Юмала]] | :[[Юмала]] | ||
− | : | + | :Юмалень |
---- | ---- | ||
:[[Близнецы]] | :[[Близнецы]] | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Балтия]] |
Текущая версия на 17:17, 2 июня 2023
В латышской мифологии полевое божество или дух, персонификация удачного урожая. Различали ржаной, ячменный, льняной и др. Юмис, чей персонифицированный образ близок немецким Erntemann — «жатвенный человек», Roggenmann — «ржаной человек». В латышских народных песнях летом Юмис всегда на полях. На шестёрке лошадей он едет на поле, чтобы перезимовать под дёрном или под грудой камней; он куёт шпоры среди поля на камне, чтобы со славой переехать из риги в клеть. У Юмиса есть семья — жена Юмала, род «зерновой матушки», «житной бабы» и дитя Юмалень. Вероятно, Юмис представляет собой трансформацию архаичного индоевропейского образа двойственности (близнечества), который передавался корнем *idm(i)- и дал начало др.-инд. Яме, авест. Йиме, др.-исл. Имиру и др.. Некоторое фонетическое расхождение (гласный корня в имени Юмис) объясняют или влиянием финского названия бога (Юмала), или аналогией с латыш. jumt — «крыть», jumts — «крыша». |
См. также:
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME