Сы-мин: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:00-03-314-000.jpg|200px| Сы-мин. Китайская лубочная картина. Кон. XIX — нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева|ссылка=Special:FilePath/00-03-314-000.jpg]] [[Файл:00-04-477-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-04-477-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-314-000.jpg|200px| Сы-мин. Китайская лубочная картина. Кон. XIX — нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева]]
 +
[[Файл:00-04-477-000.jpg|200px]]
 
:«управитель жизни», «повелевающий судьбой»
 
:«управитель жизни», «повелевающий судьбой»
 
В древнекитайской и даосской мифологии божество, от которого зависит [[жизнь]] человека; одновременно название звезды, дарующей долголетие (см. рис.). Согласно старинным комментариям, мелкие духи и бесы, живущие в мире людей, следят за людскими ошибками и доносят о них С.-м. Он не считался, видимо, небесным божеством, так как жертвоприношения ему совершались во дворце, а не под открытым небом.
 
В древнекитайской и даосской мифологии божество, от которого зависит [[жизнь]] человека; одновременно название звезды, дарующей долголетие (см. рис.). Согласно старинным комментариям, мелкие духи и бесы, живущие в мире людей, следят за людскими ошибками и доносят о них С.-м. Он не считался, видимо, небесным божеством, так как жертвоприношения ему совершались во дворце, а не под открытым небом.
Строка 6: Строка 7:
  
 
По даосским представлениям, С.-м. живет во дворце нефритовой пустоты, ведет список заслуг и проступков людей, сокращая жизнь тем, кто много грешит, и продлевая ее тем, кто творил добрые дела; соответствующие ходатайства С.-м. представляет верховному божеству Тай-и. Даосы считали также, что С.-м. пребывает в теле человека, имея своим жилищем сюаньши («таинственную палату»). В средние века С.-м. иногда называли также духа очага Цзао-шэня.
 
По даосским представлениям, С.-м. живет во дворце нефритовой пустоты, ведет список заслуг и проступков людей, сокращая жизнь тем, кто много грешит, и продлевая ее тем, кто творил добрые дела; соответствующие ходатайства С.-м. представляет верховному божеству Тай-и. Даосы считали также, что С.-м. пребывает в теле человека, имея своим жилищем сюаньши («таинственную палату»). В средние века С.-м. иногда называли также духа очага Цзао-шэня.
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
Строка 26: Строка 13:
 
  Цюй Юань, Стихи, пер. с кит., М., 1954, с. 51-56, Mаsреrо H., Le Taoїsm et les religions chinoises, P., 1971, Мори Микисабуро, Сина кодай синва (Древние мифы Китая), Токио, 1944, с 196-99.
 
  Цюй Юань, Стихи, пер. с кит., М., 1954, с. 51-56, Mаsреrо H., Le Taoїsm et les religions chinoises, P., 1971, Мори Микисабуро, Сина кодай синва (Древние мифы Китая), Токио, 1944, с 196-99.
 
Б. Л. Рифтин
 
Б. Л. Рифтин
[[Категория:Китайская мифология]]
+
[[Категория:Китай]]

Текущая версия на 23:48, 5 июня 2023

Сы-мин. Китайская лубочная картина. Кон. XIX — нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева 00-04-477-000.jpg

«управитель жизни», «повелевающий судьбой»

В древнекитайской и даосской мифологии божество, от которого зависит жизнь человека; одновременно название звезды, дарующей долголетие (см. рис.). Согласно старинным комментариям, мелкие духи и бесы, живущие в мире людей, следят за людскими ошибками и доносят о них С.-м. Он не считался, видимо, небесным божеством, так как жертвоприношения ему совершались во дворце, а не под открытым небом.

По другим источникам, например по песнопениям Цюй Юаня (4 в. до н. э.), в древнекитайском царстве Чу существовало разделение С.-м. на Да С.-м. (Да, «большой») и Шао С.-м. (Шао, «маленький»). Первый ведал жизнью взрослых, а второй — детей. Судя по песням Цюй Юаня, Да С.-м. в облике строгого мужчины и Шао С.-м. в облике нежной молодой женщины мыслились живущими на небесах. Открываются небесные врата, и Да С.-м. вылетает оттуда на черной туче, повелевая ветрами и дождями; Шао С.-м., вооруженный мечом, летает на ветре и облаках, отгоняя кометы, появление которых считалось дурным знаком.

По даосским представлениям, С.-м. живет во дворце нефритовой пустоты, ведет список заслуг и проступков людей, сокращая жизнь тем, кто много грешит, и продлевая ее тем, кто творил добрые дела; соответствующие ходатайства С.-м. представляет верховному божеству Тай-и. Даосы считали также, что С.-м. пребывает в теле человека, имея своим жилищем сюаньши («таинственную палату»). В средние века С.-м. иногда называли также духа очага Цзао-шэня.

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

Цюй Юань, Стихи, пер. с кит., М., 1954, с. 51-56, Mаsреrо H., Le Taoїsm et les religions chinoises, P., 1971, Мори Микисабуро, Сина кодай синва (Древние мифы Китая), Токио, 1944, с 196-99.

Б. Л. Рифтин