Топор: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 94: Строка 94:
  
 
==Славяне==
 
==Славяне==
Чрезвычайно распространены (особенно в защитной магии южных славян) острые, режущие предметы, призванные обезвредить носителя опасности или его уничтожить. К их числу относятся: коса, нож, топор, вилы, игла и др., чьи магические свойства усиливались за счет железа, из которого они изготовлены (оно, как и все металлы, благодаря своей твердости и прочности также причислялось к оберегам.
+
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания
  
Магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп)
+
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
  
оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.)
+
* нечистой силы
 +
* диких животных
 +
* разнообразных природных катаклизмов
 +
* болезней, сглаза и порчи.
  
считалось, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах — Русский Север
+
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
  
к амулетам близки по функциям предметы (нож, уголь, кочерга, метла, железный треножник, топор), употребляемые для отгона градовых туч, охраняющие от сглаза или нечистой силы пчел, скот на пастбище или в хлеву, отгоняющие нечистую силу и т. п.
+
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.
  
использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу
+
Ассоциируется с мужским началом:
  
как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку или скотине силы и здоровья
+
* если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
 +
* пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
  
чтобы уберечь скотину от порчи и хищников:
 
  
* при первом выгоне на пастбище клали ей под ноги топор — восточные славяне
+
Для защиты от нечисти топор:
* пастух обходил стадо с топором — Русский Север
 
  
топор:
+
* использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
 +
* ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
 +
* втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом;
 +
* клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
 +
* ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
 +
* ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
  
забивали в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары
+
Охранной силой обладало и поименование топора:
  
клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом Полесье
+
* высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
 +
* считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) Русский Север
  
~ под постель роженице и колыбель новорожденному клали топор (и/или другие железные предметы), чтобы оградить от порчи и злых духов — Украина и у западные славяне
+
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
  
~ топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы
+
* использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  
~ около постели, ложась спать на Новый год, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими Западная Украина
+
* вбивали в порог во время грозы — словаки;
 +
* помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара  — сербы;
 +
* ставили острием вверх при первых признаках землетрясения болгары.
  
~ под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела, чтобы оградить живых от влияния смерти
+
Для защиты домашних животных:
  
после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы Полесье
+
* топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
 +
* ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
 +
* ~ втыкали в землю при выходе скота;
 +
* ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище восточные славяне;
  
вводя новобрачных в дом дружка ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу карпатский свадебный обряд
+
* пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  
чтобы рана на ноге быстрее зажила:
+
* ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  
* клали под ноги, Западная Украина (?);
+
* реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
 +
* по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину гуцулы;
  
* утром в Страстную пятницу вставали на топор босыми ногами чехи
+
* в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
  
чтобы легче родить, женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор — сербы
+
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
  
 +
Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.
  
 +
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться  к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.
  
Новорожденному для защиты от злых сил сербы делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
 
  
в народных верованиях ассоциируется с мужским началом:
+
здоровье
  
* если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
+
~ около постели, ложась спать на Новый год, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими Западная Украина
* пуповину новорожденному мальчику было принято отрезать на топоре восточные славяне
 
  
согласно аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье
+
чтобы рана на ноге быстрее зажила:
  
лезвие топора ассоциировалось (иногда) с острыми зубами грызунов и хищников — у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля
+
- клали под ноги, — Западная Украина (?);
  
на украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики как знак власти и магической силы старшего пастуха
+
- утром в Страстную пятницу вставали на топор босыми ногами — чехи
  
на святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града
+
чтобы легче родить, женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор — сербы
  
 +
во избежание трудных родов беременной среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.)
  
 +
при боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские
  
обрядность праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя связана, среди прочего, с запретами на все, что напоминает про отрубание запрещалось брать в руки серп, косу, топор
+
для лечения от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.
  
особенно опасными в праздники были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу
+
топор клали под колыбель мальчику для лечения от ночного плача или испуга (девочке — прялку) — русские
  
встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее плохое предзнаменование, предвещающнн травмы поляки
+
в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали соответствующие предметы и говорили, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка возьми веретено!» сербы
  
на [[Рождество Христово|Рождество]]
+
сглаз, порча
  
под праздничным столом размещали топор (части плуга, ярмо, кнут, другие орудия труда)
+
~ под постель роженице и колыбель новорождённому клали топор (и/или другие железные предметы), чтобы оградить от порчи и злых духов — Украина и у западные славяне
  
после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году (для урожайности плодовых деревьев)
+
вводя новобрачных в дом дружка ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу — карпатский свадебный обряд
  
в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна
+
женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело мораване
  
при первых признаках землетрясения, среди прочего, ставили топор острием вверх болгары
+
отправляясь в церковь крестить ребёнка, для защиты от сглаза клали на порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. украинцы, западные славяне
  
по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину гуцулы
+
младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  
пастух обходил скот с топором (также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д.) — восточные славяне
+
покойник
  
для защиты скота использовали железные орудия, прежде всего колющие и режущие: нож, топор, косу, серп, ножницы и др., которые:
+
~ под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела, чтобы оградить живых от влияния смерти
  
* подкладывали под порог хлева,
+
после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
* под жердь загона
 
* втыкали в землю при выходе скота,  
 
  
реже
+
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор
  
* чертили ими круг
+
Новорождённому для защиты от злых сил сербы делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребёнок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
* волочили за собой
 
* махали крест-накрест
 
  
  
 +
урожай, плодородие
  
во избежание трудных родов беременной среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.)
+
согласно аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье
  
чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом, хозяева втыкали в двери и окна нож, иглу, топор
+
праздники
  
 +
на святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града
  
 +
обрядность праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя связана, среди прочего, с запретами на все, что напоминает про отрубание — запрещалось брать в руки серп, косу, топор
  
при строительстве дома вставляемую дверную раму закрещивали топором, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.
+
особенно опасными в праздники были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу
  
изнутри дома дверь закрещивали или «зааминивали» ставя рядом ухват, топор, нож и др. металлические предметы
+
на [[Рождество Христово|Рождество]]
  
топор клали под колыбель мальчику для лечения от ночного плача или испуга (девочке — прялку) — русские
+
под праздничным столом размещали топор (части плуга, ярмо, кнут, другие орудия труда)
  
для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы) 
+
после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году (для урожайности плодовых деревьев)
 
 
* на ночь подкладывали под подушку предметы-обереги (нож, топор, ключ и замок, веретено, гребень и т. п.);
 
* высказывали в их адрес прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне
 
 
 
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор
 
 
 
как оберег от молнии, грома, бури, пожара, на или под крышу помещали среди прочего топор, положенный острием кверху — сербы
 
 
 
в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали соответствующие  предметы и говорили, обращаясь к ребенку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы
 
 
 
отправляясь в церковь крестить ребенка, для защиты от сглаза клали на порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. — украинцы, западные славяне
 
 
 
младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
 
 
 
при боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребенок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские
 
 
 
для лечения от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.
 
 
 
женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола ее тело — мораване
 
  
под Рождество замыкали хлев и вбивали в порог топор, чтобы замкнуть волку пасть — гуцулы
+
приметы
  
вбивали топор в порог во время грозы в качестве оберега - словаки
+
встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее — плохое предзнаменование, предвещающее травмы — поляки
  
 
== Иран ==
 
== Иран ==

Версия 22:25, 29 апреля 2024

Синонимы — секира, бердыш
Особые разновидности с самостоятельной символикойлабрис
Составная часть других символовалебарда, фасции
————————————————————————————————————————

важный, с богатой символикой предмет, используемый как оружие, орудие, ритуальный (магический) объект, регалия

известен со времен неолита

на древних изображениях часто неотличим от молота, что послужило сходству их символческого значения

фигурирует почти во всех религиях древности: есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов

оружие воинственных богов неба и грома, уничтожающих демонических существ (великанов), карающих отступников и ослушников среди людей

устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой

приписывается способность вызывать и прекращать дождь

(на Среднем Востоке) во многих культурах бронзового, железного века и более поздних использовался для принесения в жертву крупных животных

наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор и персонажей того или иного мифа, позволяют ввести его в определённый исторический (начало бронзового века) контекст

на символическое значение влияют:

  • материал — железо, камень
  • форма — полукруглый, двойной
  • сопутствующие эффекты — блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры

Основные значения:

  • разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств
  • атрибут воина — повсеместно
  • атрибут древних богов солнца (солярный символ), Неба и бури
  • суд, подсудность (фасции), кара
  • (небесный) суд — положенный у корня дерева (?)
  • божественность, её сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ
  • (верховная) власть, полновластие, сила, силовое решение
  • власть вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы
  • гроза, гром, молния, плодородие, жизнетворная сила, дождь, приносимый небесными богами, вода (небесная)
  • союз с Небом, оплодотворяющая мощь
  • исправление ошибок (?)
  • принесения (кровавой) жертвы
  • поддержка, помощь
  • (духовное) проникновение (глубинное, до самого сердца/средоточия), вскрытие тайн
  • (неземное) озарение — через ассоциацию с молнией (иногда, может выступать)
  • орудие разделения (раскалывание, разрубание) и дифференциации (режет, делит, сортирует)
  • смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего

Африка

У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.

Несёт магическую и ритуальную функцию.

Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.

Древний Восток

В шумеро-семитской культуре атрибут:

Египет

Двойной топор — солярный символ.

В иероглифическом письме:

  • топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
  • две руки, держащие топор и щит — знак битвы.

Античность

Двойной топор как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.

Символ:

  • Матери-охотницы;
  • Диониса Тенедоса — неиконический;

Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).

——————

Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).

Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.

От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.

Северная традиция

Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.

Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.

Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.

С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.

Славяне

В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания

Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:

  • нечистой силы
  • диких животных
  • разнообразных природных катаклизмов
  • болезней, сглаза и порчи.

Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.

Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.

Ассоциируется с мужским началом:

  • если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
  • пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.


Для защиты от нечисти топор:

  • использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
  • ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
  • втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
  • клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
  • ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
  • ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);

Охранной силой обладало и поименование топора:

  • высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
  • считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север

Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:

  • использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  • вбивали в порог во время грозы — словаки;
  • помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
  • ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.

Для защиты домашних животных:

  • топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
  • ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
  • ~ втыкали в землю при выходе скота;
  • ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  • пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  • ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  • реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
  • по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
  • в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.

Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.

Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.


здоровье

~ около постели, ложась спать на Новый год, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина

чтобы рана на ноге быстрее зажила:

- клали под ноги, — Западная Украина (?);

- утром в Страстную пятницу вставали на топор босыми ногами — чехи

чтобы легче родить, женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор — сербы

во избежание трудных родов беременной среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.)

при боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские

для лечения от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.

топор клали под колыбель мальчику для лечения от ночного плача или испуга (девочке — прялку) — русские

в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали соответствующие предметы и говорили, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы

сглаз, порча

~ под постель роженице и колыбель новорождённому клали топор (и/или другие железные предметы), чтобы оградить от порчи и злых духов — Украина и у западные славяне

вводя новобрачных в дом дружка ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу — карпатский свадебный обряд

женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване

отправляясь в церковь крестить ребёнка, для защиты от сглаза клали на порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. — украинцы, западные славяне

младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина

покойник

~ под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела, чтобы оградить живых от влияния смерти

после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье

на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор

Новорождённому для защиты от злых сил сербы делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребёнок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.


урожай, плодородие

согласно аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье

праздники

на святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града

обрядность праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя связана, среди прочего, с запретами на все, что напоминает про отрубание — запрещалось брать в руки серп, косу, топор

особенно опасными в праздники были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу

на Рождество

под праздничным столом размещали топор (части плуга, ярмо, кнут, другие орудия труда)

после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году (для урожайности плодовых деревьев)

приметы

встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее — плохое предзнаменование, предвещающее травмы — поляки

Иран

В иранской мифологии атрибут Сраоши - духа религиозного послушания и порядка.

Кавказ

Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:

Балтия

Атрибут

  • Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
  • Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.

Семиты

Атрибут Рашапа - бога огня и молний в западносемитской мифологии.

Китай

В Юго-Восточной Азии (особенно, Китае) традиционно связан с грозой (среди других предметов).

Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.

В древнекитайской мифологии два каменных топорика, называемых камнем грома, являются одним из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).

Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.

В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.

Атрибут

  • Ян Цзянцзыцюаня как покровителя торговцев деревом и плотогонов;
  • героя-мятежника Чи-ю, которому приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.);
  • покровителя плотников, а также посредника.

Сибирь

Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».

Индокитай

Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.

Мезоамерика

Атрибут:

  • Чака - бога дождя и молнии в мифологии майя;
  • Патекатля - ацтекского божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.

Монголия

Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.

Северная Америка

Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.

Австралия и Океания

Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. // из ст. Австралийская мифология

Двойной топор символизировал форму человека.

Полагали, что он обладает божественной силой.

Индуизм

Атрибут:

  • Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
  • Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
  • Пушана - золотой;
  • Вишвакармана как строителя, плотника и архитектора
  • Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
  • Шива - один из атрибутов боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).

Вишну срубает топором дерево Самсару.

Вишвакарман, отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья.

В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.

Буддизм

Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.

Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.

Библия

Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)

Христианство

Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?

Атрибут:

  • Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
  • Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
  • Св. Прокла — двойной;
  • Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
  • Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
  • Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия);
  • Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
  • Св. Бенедикт — обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро; Топор лесоруба, соскочив с топорища упал в озеро. Бенедикт погрузил топорище в воду, и топор чудесным образом вновь насел на топорище. — Лесоруб и его топор.
  • Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ, например, строительных площадок.

Эмблематика

Атрибут:

Дерево, часть которого срезана

  • Всему свое время.
  • Символ жизни. Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время. СЭ-II, таб.44-5, с.294

Магия

В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.

Ad vocem

Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.

Литература

  • Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
  • Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
  • Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
  • Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
  • Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes

Примечания и комментарии