Град: различия между версиями
(в) |
м (Замена текста — «Категория:Явления природные» на «Категория:Природные явления») |
||
Строка 50: | Строка 50: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Природные явления]] |
Версия 22:26, 11 апреля 2023
|
См. также: |
Славяне
в народном представлении кара Божья, наказание за грехи и несоблюдение установленного порядка. Считалось, что планетники привозят с ледового моря лед и толкут его в ступах, изготовляя Град. Южные славяне приписывали «производство» града покойникам-грешникам, утопленникам, висельникам или драконам халам, а также святым, «заведующим» градом: Варфоломею, Герману, Марку и др.
Градом наказывалось прежде всего рождение и умерщвление внебрачного ребенка: в Полесье говорили, что целый год будет бить град вдоль той дороги, по которой женщина несла убитого ею ребенка. Причиной града также считалось нарушение запрета на работу в «градовые» дни и погребение на кладбище заложного покойника, особенно висельника.
Считалось, что град бьет в нечистое, оскверненное место и не бьет там, где люди приняли специальные защитные меры.
- Сербы еще зимой выносили на поле кусочек обгоревшего бадняка и рождественскую солому;
- украинцы в Юрьев день катались по земле, «чтоб град ее не бил»,
- белорусы обходили озимые поля, устраивали трапезы на меже, закапывали в поле кости от пасхального поросенка;
- сербы
- закапывали освященные пасхальные яйца, а в Юрьев день — живого цыпленка, вылупившегося на Благовещение,
- втыкали в землю веточки освященной вербы или ореховые колышки, между которыми натягивали нить, выпряденную в ночь перед днем св. Фомы.
- Белорусы опоясывали поля нитками, выдернутыми из «обыденного» полотенца.
- В Подмосковье около Дмитрова в Юрьев день жгли на полях рождественскую солому, «чтобы не бил град»,
- болгары жгли такую солому на могилах.
- Для защиты полей от града совершали обряд опахивания.
- Сербы устанавливали в селах специальные «градовые» кресты из ореха или дуба высотой до 10 метров, украшали их резьбой, цветами, лентами, пели и танцевали вокруг них, охраняли их и т. п.
При появлении градовой тучи ее старались отогнать заклинаниями и различными магическими действиями. Когда град начинался, его старались остановить тем, что перекусывали или проглатывали несколько первых градин (это должен был сделать первый или последний у матери ребенок), перебрасывали градины через голову, бросали их в печь. Женщины, раздевшись догола или задрав юбки, обегали трижды вокруг дома, чтобы испугать тучу и остановить град.
Многочисленные табу в повседневной жизни соблюдались ради предотвращения градобитья летом, когда оно может погубить урожай.
- У южных славян во все четверги от Пасхи до Вознесения запрещалось при стирке бить белье вальком;
- сербы избегали носить в это время белую одежду и вывешивать на забор или расстилать по траве для стирки белое белье;
- не сеяли коноплю в «Белую» (пасхальную) неделю;
- на Черниговщине не ткали и не белили коноплю во время цветения ржи, «чтобы град не побил хлеб на корню».
- На святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града;
- в Полесье на святки не разрешалось бросать принесенные в дом дрова, чтобы предотвратить град.
Специальные запреты касались обращения с покойником. В Полесье, в Польше, на Балканах запрещалось везти покойника на кладбище открытым — это могло вызвать град.
Литература
- Толстая С. М. Одноимённая статья в SMES
- Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачево и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. М., 1981. С. 44-120 (там лит.) < SMES
- Их же. Заметки по славянскому язычеству. 4. Защита от града в Полесье // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 54-83 < SMES