Голгофа: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
:[[Иисус Христос]] | :[[Иисус Христос]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Распятие]] | + | :[[Распятие Христа|Распятие]] |
:[[Адам]] | :[[Адам]] | ||
:[[Кровь]] | :[[Кровь]] | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
:[[Пуп]] | :[[Пуп]] | ||
:[[Древо Жизни]] | :[[Древо Жизни]] | ||
− | :[[Древо Познания]] | + | :[[Древо познания|Древо Познания]] |
---- | ---- | ||
:[[Череп]] | :[[Череп]] |
Версия 10:20, 2 февраля 2021
МНМ
В новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа[1]; расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города[2]. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Голгофа», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Голгофу с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Голгофа рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира». Место жертвы Христа на кресте, сделанном из Древа Жизни; искупление человека, впавшего в грех от Древа Познания. В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Крестом — горка в виде обычных для русской иконописи уступов — лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофа изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Крестом. |
См. также: |
Литература
- Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME