Шаргай-нойон: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
*Хангалов М. Н., Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958 < MNME | *Хангалов М. Н., Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958 < MNME | ||
*Герасимова К. М., Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии, в кн.: Этнографический сборник, в. 5, Улан-Удэ, 1969 < MNME | *Герасимова К. М., Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии, в кн.: Этнографический сборник, в. 5, Улан-Удэ, 1969 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Тюрки]] |
Версия 20:01, 1 июня 2023
В мифологии западных бурят один из ханов (или хатов) — детей тенгри. Согласно наиболее распространённой версии (в мифах балаганских бурят), Шаргай-нойон — сын Эсеге Малан-тенгри, спустившийся с небес на землю, чтобы защитить бурят от происков злых сил: чёрных заянов, восточных тенгри и др. В мифах кудинских бурят он выступает также в роли освободителя и свата своей сестры, похищенной восточными тенгри, чтобы отвлечь Шаргай-нойона от борьбы со злом, исходящим от всех восточных божеств (в этом сюжете вместе с Шаргай-нойоном действует Буха-нойон бабай, на дочери которого Эрхе Субен женат Шаргай-нойон). По мифам тункинских бурят, Шаргай-нойон — то сын Хухе Мунхе-тенгри («синего вечного неба»), то фигурирует как сын всех 99 тенгри, а то является лишь батором (богатырь) из воинства Хормусты, а в отдельных вариантах он — индийский шаман. Последняя версия возникла в эпоху утверждения ламаизма, послужила основой для ламаистской легенды об укрощении Шаргай-нойона буддийским святителем и превращении его в охранительное божество ламаизма. |
См. также:
|
Литература
- Жуковская Н. Л. Одноимённая статья в MNME
- Хангалов М. Н., Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958 < MNME
- Герасимова К. М., Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии, в кн.: Этнографический сборник, в. 5, Улан-Удэ, 1969 < MNME