Пильвитс: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Балтия]] |
Версия 17:26, 2 июня 2023
В прусской мифологии божество богатства, избытка. По «Судавской книжечке» (1563 г.) и «Хронике» Бреткунаса (кон. XVI в.), Пильвитс делает богатым и «заполняет сараи»; отождествляется с римскими Плутосом и Церерой. В зависимости от того, какую форму имени Пильвитса считать первичной, определяются два круга ассоциаций:
Входит в тетраду богов, связанных с природно-хозяйственными функциями, наряду с Пушкайтсом, Пергрубрюсом и Аушаутсом, которому противопоставлен как бог материального благополучия богу здоровья. Отнесён М. Преториусом к «рабочим божествам» и не всегда чётко отграничивался от других подобных божеств, например от Жеминеле, обеспечивающей плодородие земли. В последний период существования прусской мифологии (во всяком случае, в «кабинетных» опытах Г. Ф. Стендера и Я. Ланге, кон. XVIII в.) Пильвитс дал начало двум божествам:
Никаких следов Пильвитс как мифологического персонажа в народных верованиях не обнаружено. |
См. также:
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972 < MNME
- Buga К., Рrusu dievai. Pilvytas ir Zvaigstikas, в его кн.: Rinktiniai Rastai, t. 2, Vilnius, 1959 < MNME
Примечания и комментарии
- ↑ Ср. латыш. peldet — «плавать».