Якши: различия между версиями
м (Замена текста — «Вайшравана» на «Вайшравана») |
м |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 08:48, 1 июня 2023
В индуистской мифологии полубожественные существа. Отцом якши считается либо Пуластья, либо Брахма, из стопы которого, согласно «Вишну-пуране», они родились одновременно с ракшасами. Однако, в отличие от ракшасов, с которыми они обычно враждуют, якши, как правило, благожелательны к людям. К ним прилагаются эпитеты «итараджана» — «другие люди» и «пуньяджана» — «чистые люди», впервые встречающиеся в «Атхарваведе»[1]). Якша изображаются иногда сильными и прекрасными юношами, иногда — карликами с отвислыми животами и короткими ногами и руками. Судя по внешнему облику, а также по некоторым мифологическим функциям, якша — божества хтонического происхождения, имеющие отношение к плодородию. Они являются слугами бога богатства Куберы, охраняют его заповедные сады на горе Кайласе и сокровища, зарытые в земле и горных пещерах. В буддийской мифологии группа полубожеств во главе с локапалой Вайшравана. Считается, что особенно опасны людям якши женского пола (якшини), которые едят человеческое мясо и пьют кровь детей. |
См. также: |
Иллюстрации
Литература
- Гринцер П. А., Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
- ↑ АВ VIII 10, 28; XI 9, 24 и др.