Взятие Христа под стражу: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 24: Строка 24:
 
:[[Страсти Господни]]
 
:[[Страсти Господни]]
 
----См. также:
 
----См. также:
:[[Борение в саду]]
+
:Борение в саду
 
:[[Иуда Искариот]]
 
:[[Иуда Искариот]]
 
:[[Пётр, Св. апостол]]
 
:[[Пётр, Св. апостол]]

Версия 20:38, 19 февраля 2021

Предательство (поцелуй) Иуды; Взятие Христа под стражу
————
Мф., 26:47-56; Мк., 14:43-52; Лк., 22:47-53; Ин., 18:1-12
————

Эпизод Страстей Христовых, хронологически следующий за Борением в саду. Описан во всех четырех Евангелиях. Имеется различие между повествованием Иоанна и историей, изложенной в синоптических Евангелиях, приводящее к непостоянству в изображении сюжета. Матфей, Марк и Лука указывают, что подошедший ко Христу Иуда поцеловал его, давая знак воинам, что это тот, кого надлежит взять под стражу. Иоанн же о поцелуе не упоминает — по его рассказу Христос сам указал воинам на себя, сказав: «Это Я»; тогда «они отступили назад и пали на землю».

В изображениях этого сюжета обычно представлен момент предательского поцелуя, хотя у художников раннего Возрождения он может соседствовать с падением воинов ниц перед Христом.

Более постоянная формула демонстрирует Иуду в момент предательского поцелуя, он окружен толпой солдат и, возможно, иудейских старейшин. Солдаты вооружены копьями и алебардами, держат поднятыми факелы и фонари. Их командир обматывает Христа веревкой. Иуда несколько ниже ростом Спасителя — правило, идущее от рассказа Бригитты Шведской («Откровение» (XIV в.).

Редкий случай, чтобы не был изображен инцидент с отрубанием уха, у слуги. (Упоминается во всех Евангелиях, но только Иоанн поименно называет его участников). «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического; раба и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх». В картинах раннего Возрождения оба они стоят друг против друга, и Петр довольно формально и бесстрастно отсекает ухо своему врагу. Позднее они изображаются в более реалистической борьбе, происходящей на земле. Иногда художниками изображается также последовавшее затем излечение уха Христом. Ухо и нож в отдельности присутствуют среди инструментов Страстей.

В этой же сцене порой показывается бегство учеников: «Тогда, оставивши Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». (Мк., 14:50-52). Этот юноша обычно определяется как Марк Евангелист и изображается облаченным в нижнее белье.

Когда Христос со Своими учениками выходил из Гефсиманского сада, перед ним появилась толпа, вооруженная копьями и кольями.

Чтобы защитить Иисуса, Симон Петр вынул свой меч и отсек ухо Малху, первосвященническому рабу. «Но Христос сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал мне Отец?».

Предательство Иуды
Христианская мифология
Христианская символика
Страсти Господни

См. также:
Борение в саду
Иуда Искариот
Пётр, Св. апостол

Ухо

Иллюстрации

Босх Иероним. Искушение св. Антония, оборотная сторона правой створки: Взятие Христа под стражу. 1500 г. Предательство Иуды. Бичевание Христа Предательство Иуды. Бичевание Христа Альтдорфер Альбрехт. Алтарь св. Себастьяна: Взятие Христа под стражу Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Бичевание Христа. Несение Креста

Примечания и комментарии