Цаган Эбуген: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
:Цаг<font color="red">а</font>н убг<font color="red">е</font>н — бурят. | :Цаг<font color="red">а</font>н убг<font color="red">е</font>н — бурят. | ||
:Цаг<font color="red">а</font>н авг<font color="red">а</font>, Делкян Цагбн овгoн (калм.) | :Цаг<font color="red">а</font>н авг<font color="red">а</font>, Делкян Цагбн овгoн (калм.) | ||
− | В мифологии монгольских народов персонаж, входящий в разряд «хозяев» (эдзенов, эжинов, сабдаков) земли, их глава (хан). Его тибет. соответствие — Гамбо Гарбо («белый старец»), популярный персонаж буддийской мистерии цам. Иногда осмысливается как мифологический партнёр земли-матушки | + | В мифологии монгольских народов персонаж, входящий в разряд «хозяев» (эдзенов, эжинов, сабдаков) земли, их глава (хан). Его тибет. соответствие — Гамбо Гарбо («белый старец»), популярный персонаж буддийской мистерии цам. Иногда осмысливается как мифологический партнёр земли-матушки Итуген ([[Ульгень]]). Почитался как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия. По одному из мифов, Цаган Эбуген родился стариком, так как его мать, будучи на сносях, отказалась дать напиться бурханам, в отместку запечатавшим её чрево на сто лет. Цаган Эбуген в 18 в. был включён в ламаистский пантеон божеств. Согласно сутре «Воскурение и приношение Белому старцу», Будда во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Поговорив с ним и убедившись в его мудрости и могуществе, Будда повелел ученикам почитать его. По другому ламаистскому сюжету, два охотника, Хара Эбуген (тибет. Гамбо Лоджу) и Цаган Эбуген (тибет. Серин намджу), преследуя оленей, попали в пещеру отшельника Миларайба (Миляр ава), который убедил их отказаться от охоты на живых существ и принять учение. |
Маска Цаган Эбуген изображает добродушного лысого старца с белой бородой. Атрибуты Цаган Эбуген: [[персик]]овое дерево, [[олень]], [[посох]], книга судеб — символы долголетия. Цаган Эбугену аналогичны по функциям и изображениям [[Шоу-син]] (у китайцев), [[Пехар]] (у тибетцев). | Маска Цаган Эбуген изображает добродушного лысого старца с белой бородой. Атрибуты Цаган Эбуген: [[персик]]овое дерево, [[олень]], [[посох]], книга судеб — символы долголетия. Цаган Эбугену аналогичны по функциям и изображениям [[Шоу-син]] (у китайцев), [[Пехар]] (у тибетцев). |
Версия 14:33, 9 февраля 2021
- Цаган Эбуген — «белый старец»
- Цаган убген — бурят.
- Цаган авга, Делкян Цагбн овгoн (калм.)
В мифологии монгольских народов персонаж, входящий в разряд «хозяев» (эдзенов, эжинов, сабдаков) земли, их глава (хан). Его тибет. соответствие — Гамбо Гарбо («белый старец»), популярный персонаж буддийской мистерии цам. Иногда осмысливается как мифологический партнёр земли-матушки Итуген (Ульгень). Почитался как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия. По одному из мифов, Цаган Эбуген родился стариком, так как его мать, будучи на сносях, отказалась дать напиться бурханам, в отместку запечатавшим её чрево на сто лет. Цаган Эбуген в 18 в. был включён в ламаистский пантеон божеств. Согласно сутре «Воскурение и приношение Белому старцу», Будда во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Поговорив с ним и убедившись в его мудрости и могуществе, Будда повелел ученикам почитать его. По другому ламаистскому сюжету, два охотника, Хара Эбуген (тибет. Гамбо Лоджу) и Цаган Эбуген (тибет. Серин намджу), преследуя оленей, попали в пещеру отшельника Миларайба (Миляр ава), который убедил их отказаться от охоты на живых существ и принять учение.
Маска Цаган Эбуген изображает добродушного лысого старца с белой бородой. Атрибуты Цаган Эбуген: персиковое дерево, олень, посох, книга судеб — символы долголетия. Цаган Эбугену аналогичны по функциям и изображениям Шоу-син (у китайцев), Пехар (у тибетцев).
Лит.:
- Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в связи с отношениями сего последнего к народу, СПБ, 1887 (Записки Русского Географического общества по отделению этнографии, т. 16);
- Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М., 1977;
- Heissig W., Eine Anrufung des «Weissen Alten» in der Staatbibliothek Preussischer Kulturbesitz Berlin, в кн.: Folia rara. Wolfgang Voigt LXV diem natalem celebranti, Wiesbaden, 1976;
- Mostaert A., Note sur le culte du Vieillard blanc chez les Ordos, в кн.: Studia altaica, Wiesbaden, 1957 (Ural Altaische Bibliothek, Bd 5);
- Hummel S., Khum-bu-yue-lha…, в кн.: Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungariae, t. 20, Bdpst, 1967, p. 353—361;
- его же, Der Weisse Alte, в кн.: Sinologica, t. 6, No 3, 1960, p. 193—206.
- [Н. Л. Жуковская MNME ]