Цаган Эбуген: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 14: Строка 14:
 
*его же, Der Weisse Alte, в кн.: Sinologica, t. 6, No 3, 1960, p. 193—206.
 
*его же, Der Weisse Alte, в кн.: Sinologica, t. 6, No 3, 1960, p. 193—206.
 
::::[Н. Л. Жуковская [[MNME]] ]
 
::::[Н. Л. Жуковская [[MNME]] ]
[[Категория:Монгольская мифология]]
+
[[Категория:Монголия]]

Текущая версия на 20:18, 1 июня 2023

Цаган Эбуген — «белый старец»
Цаган убген — бурят.
Цаган авга, Делкян Цагбн овгoн (калм.)

В мифологии монгольских народов персонаж, входящий в разряд «хозяев» (эдзенов, эжинов, сабдаков) земли, их глава (хан). Его тибет. соответствие — Гамбо Гарбо («белый старец»), популярный персонаж буддийской мистерии цам. Иногда осмысливается как мифологический партнёр земли-матушки Итуген (Ульгень). Почитался как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия. По одному из мифов, Цаган Эбуген родился стариком, так как его мать, будучи на сносях, отказалась дать напиться бурханам, в отместку запечатавшим её чрево на сто лет. Цаган Эбуген в 18 в. был включён в ламаистский пантеон божеств. Согласно сутре «Воскурение и приношение Белому старцу», Будда во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Поговорив с ним и убедившись в его мудрости и могуществе, Будда повелел ученикам почитать его. По другому ламаистскому сюжету, два охотника, Хара Эбуген (тибет. Гамбо Лоджу) и Цаган Эбуген (тибет. Серин намджу), преследуя оленей, попали в пещеру отшельника Миларайба (Миляр ава), который убедил их отказаться от охоты на живых существ и принять учение.

Маска Цаган Эбуген изображает добродушного лысого старца с белой бородой. Атрибуты Цаган Эбуген: персиковое дерево, олень, посох, книга судеб — символы долголетия. Цаган Эбугену аналогичны по функциям и изображениям Шоу-син (у китайцев), Пехар (у тибетцев).

Лит.:

  • Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в связи с отношениями сего последнего к народу, СПБ, 1887 (Записки Русского Географического общества по отделению этнографии, т. 16);
  • Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М., 1977;
  • Heissig W., Eine Anrufung des «Weissen Alten» in der Staatbibliothek Preussischer Kulturbesitz Berlin, в кн.: Folia rara. Wolfgang Voigt LXV diem natalem celebranti, Wiesbaden, 1976;
  • Mostaert A., Note sur le culte du Vieillard blanc chez les Ordos, в кн.: Studia altaica, Wiesbaden, 1957 (Ural Altaische Bibliothek, Bd 5);
Hummel S., Khum-bu-yue-lha…, в кн.: Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungariae, t. 20, Bdpst, 1967, p. 353—361;
  • его же, Der Weisse Alte, в кн.: Sinologica, t. 6, No 3, 1960, p. 193—206.
[Н. Л. Жуковская MNME ]