Ажи-Дахака: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Образ Ажи-Дахака подвергся историзации; ранее дракон он постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака. | Образ Ажи-Дахака подвергся историзации; ранее дракон он постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Версия 19:59, 25 февраля 2023
В иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь — узурпатор, захвативший власть над Ираном.
Имеет ведийские (Ахи Будхнья) и древнегреческие (Эхидна) этимологические параллели и множество соответствий в индоевропейской мифологии. Победоносным противником Ажи-Дахака в иранской традиции выступает Траэтаона, вариант общеиндоевропейского «третьего сына» — драконоборца. В иных традициях победитель трёхглавого дракона обычно бог-громовержец или демиург (Индра и т. д.). Победа Траэтаоны над Ажи-Дахаком не окончательная, он будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира Ажи-Дахака вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки другого иранского драконоборца Керсаспы. Образ Ажи-Дахака подвергся историзации; ранее дракон он постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака. |
См. также:
|
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Wikander S., Histoire des Ouranides, «Cahiers du Sud», 1962. No 314 < MNME