Ясон (аргонавт): различия между версиями
м |
м |
||
Строка 97: | Строка 97: | ||
Volkert Haas: Magic und Mythtn im Reich dei Hethiler, 1. Vegetationskulie, Рйапмпmagie, Hamburg 1977 | Volkert Haas: Magic und Mythtn im Reich dei Hethiler, 1. Vegetationskulie, Рйапмпmagie, Hamburg 1977 | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 14:04, 9 июня 2023
/// Ясон, чтобы решить эту задачу, поднимается на корабль <<Арго'>, сопровождаемый самыми знаменитыми героями Греции, среди которыл' - Геракл, Орфей и Тесей. По названию судна герои называют себя аргонавтами.
/// После многочисленных приключений аргонавта." удается с помощью влюбленной в Ясона Медеи добраться до Колхиды. Теперь Ясону предстоит выполнить труднейшую задачу: он должен на двух изрыгающих пламя быках с железными ногами вспахать поле Ареса и засеять его зубами дракона. Из этих. зубов вырастают многочисленные воины огромного роста. Медея дарит Ясону волшебную мазь, которая защищает его от огня. Она советует ему бросить обломок скалы в толпу выросших из посева воинов. Ясон так и делает, воины обвиняют друг друга и обращают свое оружие против самих себя.
/// Ясон вернулся с Медеей в Грецию, но потом 'оставил ее. Медея так разъярилась, что убила обоих своих детей и новую возлюбленную Ясона. Покинутый и ненавидимый всеми Ясон странствует из города в город, из страны в страну, но стариком возвращается в Коринф, где когда-то жил с Медеей. Он садится в тень заброшенного "Арго>>, вспоминает свои прош.чые подвиги и оплакивает свою несчастную жизнь. Он хочет повеситься на бушприте, но тот внезапно обрушивается ни Ясона и убивает его.
Позднейшее рассмотрение
Ясон и аргонавты сделались в Европе прообразами героев, отправляющихся на поиски истины, скрытой за видимостью вещей.
Поиск золотого руна интерпретируется как поиск золота и философского камня алхимиков.
Золотое руно, за которым гнался Ясон, считается однозначно мужским символом, для Ноймана - даже деструктивной силой мужского начала, которая соответствует отрицательному мужскому принципу смерти, с точки зрения матриархата. Поэтому Психее Афродита и давала задание - ощипать шерсть золотого барана, чтобы погибнуть в разрушающем жаре полуденного солнца - символе мужской энергии.
На подчеркнуто мужские компоненты в мифе об аргонавтах указывают гомоэротические связи между героями, отношение Геракла к своему оруженосцу Гиласу. Менады разорвали Орфея как раз из-за его гомосексуальных наклонностей. И много других намеков того же рода.
Известно, что самофракийскис мистерии (а обращение аргонавтов по совету Орфея происходило в Самофракии) были посвящены ярко выраженному мужскому культу. Боги, кабиры, стоящие в центре этой культуры, по Геродоту, обладают подчеркнуто мужской природой: в их святилище мистерий стояла совокупляющаяся фаллическая пара. Культ допускал возможность зачатия и рождения мужчиной, поэтому Гёте, например, воспринимал его как слепое поклонение фаллосу. Кабиры были богами, "которые беспрестанно плодили сами себя и, кажется, не знали, что они есть".
Хотя мистерии кабиров будто бы и ведут свое происхождение от Гекаты - великой матери душ и повелительницы призраков. Отсюда становится понятной еще одна связь с Медеей, ведь та - жрица Гекаты и, в более глубоком понимании, ее воплощение. Именно благодаря своему исключительному положению она получила право распоряжаться золотым руном - символом мужской агрессивности. В своей крайней форме Геката предстает и как защитница и как уничтожительница мужского.
Ясон, представитель мужской агрессивной культуры, и Медея, жрица Гекаты и тем самым представительница женской агрессивной культуры, не совмещаются друг с другом, между ними отсутствует связующий или, как говорит Керени, герметический принцип: первый вестник и первый посредник находится между абсолютным "нет" и абсолютным "да", а точнее - между двумя врагами, между мужчиной и женщиной. Он стоит па почве, которой, собственно, нет, и наводит мост. Из мира бездорожья, бессвязности, текучести и призрачности он вызывает к жизни новое рождение.
Существует более простая и нс менее убедительная трактовка, в соответствии с которой эротическое отношение Ясона к Медее, а позднее к Главке, диктовалось как будто бы соображениями политической власти. Ясону не дано было постичь таинство любви, он остался маленьким князьком, недостойным подарка бессмертия со стороны богов.
Кельтика
Мотивы, похожие на сказание об аргонавтах, мы находим в кельтской мифологии. Кельтский герой Килвич получает от отца приказ запрячь желтого полосатого быка и распахать холм, заросший колючими кустами. Другой герой - Передур - с помощью царицы Кристинабил убивает морское чудище. Кристинабил дарит герою магический камень, с помощью которого тот может получить все золото, которое он пожелает.
Античность
Параллель к сказанию об аргонавтах мы находим в подвигах Геракла, например, в легенде о золотых яблоках Гесперид, которые охранял недремлющий дракон.
Ясон (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика"; "Мет.", 7:1 и далее; Филострат Младший, "Картины", 7:11). Из всех греческих героев Ясон, возможно, наиболее известен англоговорящим читателям по произведениям Кингзли и Хоторна, хотя в искусстве он представлен не очень широко. Это именно он повел аргонавтов в поход, чтобы захватить Золотое Руно у Ээта, царя Колхиды - страны у Черного моря. Дочь царя Медея влюбилась в Ясона и своим искусством волхвования помогла ему преодолеть различные смертельные опасности и завладеть Руном. Она сбежала -с Ясоном, спасаясь от гнева отца, и возвратилась с ним в Грецию. Эта история встречается в росписях итальянских ренессансных кессонных панелей, но сравнительно редко мы находим ее в более позднем искусстве. (Cassone - сундук с приданым невесты - нередко украшался сюжетами из классической мифологии. Сегодня такие панели часто висят как картины.) Изображаются следующие эпизоды: Ясон, собирающийся в путь из своего родного города Иолка, он оставляет царя Пелиаса, своего дядю. Корабль "Арго" проходит между опасными скалами. Аргонавтов, высадившихся в Колхиде, принимает Ээт. Ясон встречает Медею. Ясон завладевает Золотым Руном, висящим на ветке дерева, у которого, свернувшись кольцом, лежит дракон. Два огнедышащих быка в клубах дыма бьют копытом. Ясон с мечом и щитом, облаченный в воинские доспехи, стоит перед деревом, его спутники рядом или позади него.
бить выросших из них воинов, царь не отдал руно, а замыслил сжечь “Арго” и убить аргонавтов. Однако Медея помогла похитить руно и вместе с аргонавтами бежала из Колхиды. Вернувшись домой в Иолк, Ясон узнал, что его отец убит. С помощью Медеи он отомстил обидчику. Изгнанные из Иолка, Ясон и Медея поселились в Коринфе у царя Креонта, где прожили счастливо 10 лет. Когда Ясон решил вступить в новый брак с дочерью Креонта Главкой (вариант: Креусой), возмущённая изменой Медея прислала в дар новобрачной отравленное одеяние, и та умерла в страшных мучениях. Своих двоих сыновей от Ясона она убила, а сама унеслась на колеснице, запряжённой крылатыми конями. Ясон покончил жизнь самоубийством, по другой версии, он погиб под обломками обветшавшего “Арго”.
После смерти основателя и царя города Иолка, Крефея, власть перешла к сыну его Пелию, который силой отнял престол у брата своего Эзона. Боясь за жизнь своего сына Я., Эзон отправил его тайно на гору Пелий к кентавру Хирону (Хейрону), мифическому воспитателю Ахилла, Асклепия и Геракла; здесь Я. получил воспитание и научился, между прочим, врачебному искусству, откуда, быть может, происходит и самое имя Я. (= целитель; ср. Язо). Согласно приводимому Аполлодором сказанию, Я. пришел однажды по приглашению Пелия в Иолк, на Посейдонов праздник, но при переправе через реку Анавр потерял один сандалий и в таком виде предстал перед царем. Между тем последний незадолго до того получил от оракула предостережение — бояться человека, обутого на одну ногу. Увидев Я. и вспомнив об оракуле, Пелий сообщил ему о предсказании и спросил Я., что сделал бы он, если бы получил подобное предостережение. Я. ответил, что он отправил бы опасного ему человека в Колхиду за золотым руном — и тем принял на себя казавшийся неисполнимым подвиг. По другой версии (Пиндар, IV пиф. ода), Я., прибыв в Иолк обутым в один сандалий и узнав о данном Пелию предсказании, потребовал, основываясь на словах оракула, чтобы Пелий отдал ему царство. Последний согласился, но с тем условием, чтобы Я. предварительно привез в Иолк золотое руно барана, на котором спаслись дети Афаманта, Фрикс и Гелла, и чтобы он вернул на родину душу Фрикса и тем снял проклятие, тяготевшее над родом Эолидов. Я. послал вестников по всем городам, приглашая героев принять участие в предприятии, и когда состав экспедиции определился (по Пиндару, в походе на Колхиду участвовали Геракл, Диоскуры, Эвфем, Периклимен, Орфей, Эхион, Эврит, Зет и Калаид; со временем этот список значительно увеличился), Я. построил с помощью Афины корабль "Арго" (= быстрый) и, благополучно достигнув страны Эи (Айи), после многих приключений и опасностей, при содействии волшебницы Медеи, дочери царя Эи — Эета (Айета), овладел желанным руном (см. Аргонавты и Медея). По древнейшей версии сказания, Я., по совершении геройского подвига, вернулся с Медеей в Иолк, где и воцарился, после того, как Пелий был убит собственными дочерьми, которым Медея вероломно посоветовала сделать это, обещав вернуть ему вместе с жизнью юность. По позднейшим версиям мифа, Медея, после умерщвления Пелия, бежала вместе с Я. в Коринф, где Я. изменил Медее, посватавшись к дочери царя Креонта, Главке, которой Медея отомстила, послав ей в дар отравленную ядом одежду. По одному из позднейших сказаний, Я. с сыном Медеи, Медом, родившимся у нее от афинского царя Эгея, возвратился в Колхиду, где, однако, продолжал царствовать Эет (Айет). По Диодору, Я. кончил жизнь самоубийством; по другому сказанию, он был убит обрушившимся на него обломком корабля "Арго". Дети Я. были: от Медеи — Мермер и Фер (по Диодору — Фессал, Тисандр и Алкимен), от Гипсипилы — Эвней и Неброфон.
Литература
Сказание об аргонавтах было разработано в особых песнях еще до возникновения гомеровского эпоса, насколько можно судить об этом по упоминанию о предприятии Ясона и родословной героя в "Одиссее" и "Илиаде".
Позднее об Ясоне и его подвиге повествовали
Гесиод ("Теогония", 992 и сл.),
киклики,
Пиндар (IV пиф. ода);
трагики пользовались для своих драм романтическими эпизодами сказания об Я.;
наконец, александрийскому периоду принадлежит большая дошедшая до нас поэма Аполлония Родосского "Άργοναυτικά", в четырех песнях,
послужившая источником и образцом для подражательных поэм на ту же тему на латинском языке — Валерия Флакка и позднее — псевдо-Орфея.
≈ Язон / Ίάσων / Jason
Греч.
Местный фессалийский герой, стоявший во главе экспедиции аргонавтов.
Сын Эзона (Айзона, Эсона), происходил из рода Эолидов (правнук бога ветров Эола), участник Калидонской охоты.
Родиной его был фессалийский город Иолк, населенный минийцами.
По смерти Эсона трон царя нечестным путем занял его брат Пелий. Собственно говоря, наследником престола был Ясон и, чтобы избавиться от него, Пелий посылает Ясона за золотым руном, которое охранял в Колхиде огнедышащий дракон.
С помощью колхидской царевны Медеи добыл руно и взял её в жёны.
Когда Ясон решил жениться на дочери коринфского царя, Медея погубила соперницу, а своих детей от Я. убила на его глазах.
Сам Ясон дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», когда заснул в его тени.
Иллюстрации
Афина, Ясон и дракон, охраняющий золотое руно. Фрагмент росписи килика. Ок. 490 г. до н.э.
Библиография
К. Kerfnyi: Hermes der Seelenftihrer, in: Dis hennetische Prinlip, Zurich 1943
H. Venike: Die oiphilchen Argonautika in ihrem Verhaitnis zu Apollonios Rhodios, Berlin 1941
К. Meuli: Odynet und Argoniuuka, Btrlin 1921
J. R. B"con: The Voyage of the Argonauts, London 1925
Volkert Haas: Magic und Mythtn im Reich dei Hethiler, 1. Vegetationskulie, Рйапмпmagie, Hamburg 1977