Бурхан: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
:пу́рган ( | :пу́рган ( | ||
:тюрко-монг. модификация слова «будда» или словосочетания «будда-хан» | :тюрко-монг. модификация слова «будда» или словосочетания «будда-хан» | ||
− | В мифологиях некоторых тюркских народов (шорцев, хакасов, тувинцев, а также киргизов, уйгуров), монгольских народов обозначение будды, бога вообще, изображения бога, идола. В форме «буркан» Термин проник (через монг.) и в тунгусо-маньчжурскую мифологию (у нанайцев буркан считается духом- помощником шаманов во время камлания). В мифологии монгольских народов (шаманской) термин «Б.» прилагается к обычно не смешиваемым с [[тенгри]] индо-тибетским ламаистским божествам, позднее (после 17 в.) включённым в пантеон шаманских богов. В перечнях обрядовых призываний они обычно упоминаются первыми, а в космогонических и антропогонических преданиях оказываются главными действующими персонажами. К ним относятся: | + | В мифологиях некоторых тюркских народов (шорцев, хакасов, тувинцев, а также киргизов, уйгуров), монгольских народов обозначение будды, бога вообще, изображения бога, идола. В форме «буркан» Термин проник (через монг.) и в тунгусо-маньчжурскую мифологию (у нанайцев буркан считается духом- помощником шаманов во время камлания). В мифологии монгольских народов (шаманской) термин «Б.» прилагается к обычно не смешиваемым с [[тенгри]] индо-тибетским ламаистским божествам, позднее (после 17 в.) включённым в пантеон шаманских богов. В перечнях обрядовых призываний они обычно упоминаются первыми, а в космогонических и антропогонических преданиях оказываются главными действующими персонажами. К ним относятся: Шагджитуби (от тибет. Шакьятхубпа, то есть Шакъямуни) или Бурхан-бакши («[[Будда]]-учитель»), Майдар ([[Майтрея]]), Арья-Бало (Авалокитешвара), Манджушри, а также ряд докшитов (прежде всего [[Очирвани]]); иногда в их число включаются дагини ([[дакини]]), В то же [[время]] в мифологии монголов (изолированной монголоязычной группы, мифологические представления которой сохранили большую архаичность) понятие «пурган» в ином смысле противопоставлено «тенгери» (тенгри): как множество богов и духов (включая богов разных религиозных систем и даже демонов) — единому небесному божеству (или обожествлённому небу). Вообще в монгольской мифологии (особенно у бурят) Б. может быть названо любое божество, просто злой дух: Арахи-Б. (Раху), Саган-Б. — дух оспы, и др. |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Одноимённая статья в [[MNME]] | *Одноимённая статья в [[MNME]] |
Версия 01:40, 28 января 2021
В мифологии тюркских и монгольских народов обозначение бога, будды.
МНМ
- Бурхан
- бу́ркан
- бу́рган
- пу́ркан
- пу́рган (
- тюрко-монг. модификация слова «будда» или словосочетания «будда-хан»
В мифологиях некоторых тюркских народов (шорцев, хакасов, тувинцев, а также киргизов, уйгуров), монгольских народов обозначение будды, бога вообще, изображения бога, идола. В форме «буркан» Термин проник (через монг.) и в тунгусо-маньчжурскую мифологию (у нанайцев буркан считается духом- помощником шаманов во время камлания). В мифологии монгольских народов (шаманской) термин «Б.» прилагается к обычно не смешиваемым с тенгри индо-тибетским ламаистским божествам, позднее (после 17 в.) включённым в пантеон шаманских богов. В перечнях обрядовых призываний они обычно упоминаются первыми, а в космогонических и антропогонических преданиях оказываются главными действующими персонажами. К ним относятся: Шагджитуби (от тибет. Шакьятхубпа, то есть Шакъямуни) или Бурхан-бакши («Будда-учитель»), Майдар (Майтрея), Арья-Бало (Авалокитешвара), Манджушри, а также ряд докшитов (прежде всего Очирвани); иногда в их число включаются дагини (дакини), В то же время в мифологии монголов (изолированной монголоязычной группы, мифологические представления которой сохранили большую архаичность) понятие «пурган» в ином смысле противопоставлено «тенгери» (тенгри): как множество богов и духов (включая богов разных религиозных систем и даже демонов) — единому небесному божеству (или обожествлённому небу). Вообще в монгольской мифологии (особенно у бурят) Б. может быть названо любое божество, просто злой дух: Арахи-Б. (Раху), Саган-Б. — дух оспы, и др.
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
С. Ю. Неклюдов
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Бурхан, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1309 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 197 Словарь)]