Множественность: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные символы:</font></div>=== | ===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные символы:</font></div>=== | ||
*окружность колеса сансары в противовес единству центральной точки. | *окружность колеса сансары в противовес единству центральной точки. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: |
:[[Числа]] | :[[Числа]] | ||
---- | ---- |
Текущая версия на 01:13, 5 июня 2023
Из мистического и эманационного характера философии (В неоплатонизме — Единое отождествляется с Творцом), следует максимальная отдалённость Множественности от истока всех явлений[1].
Другой способ порождения множественности — создание иерархии. Следствие множественности — разнообразие. Множественность может быть результатом деления, умножения. В символическом смысле, сущностью умножения является деление: в противоположность однородному плоду, гранат является совершенной иллюстрацией многообразия. Отсюда отрицательный характер множественности и символическая теория о том, что целостность индивида не имеет никакой ценности до тех пор, пока она не преобразована, — то есть до тех пор, пока индивид не уничтожил в себе желание рассеивания в пространстве (по параметру множественности) и во времени (по параметру преходящести), так что в конечном счете он может быть преобразован в образ Единого и т о. уподоблен вечному началу. Точное изображение как раз такого паломничества духа в его поисках единой души, проникающего сквозь все несовершенные формы, которые лежат на его пути, дают легенды — например, легенда о Летучем голландце. Такой же символике, по всей видимости, соответствуют «Искушения» Парцифаля. Символические драгоценности, теряя своё уникальное значение «сокровища» как нерасчлененного целого, впадают во множественность, приобретают отрицательный и разрушительный смысл. Если змея имеет более чем одну голову, это служит усилению основного содержания символа и привнесению дополнительного значения сообразно количеству изображенных голов. Дракон или змея с семью головами часто встречается в легендах, мифах, народных сказках просто потому, что число семь представляет подчеркнутое единство и помещает эту рептилию среди существеннейших слагаемых космоса. Семиглавая змея напоминает символику семи направлений пространства, семи дней недели, семи планетарных богов и несет на себе груз семи грехов[2]. Змея с тремя головами подразумевает три принципа: активности, пассивности и нейтральности.
|
См. также:
|
Славяне
Само понятие множественности (выражаемое различными предметными символами, такими как зерно, песок, трава, листва деревьев, мак, шерсть, волосы и т. п.) ассоциируется с изобилием, богатством, благополучием и получает продуцирующее значение. Этот же признак множественности, неисчислимости предметов делает их препятствием на пути нечистой силы (ср. осыпание маком дома, загона для скота и т. п.).
Алхимия
Часть работы нацелена на преобразование изменчивого (временного, многообразного) в фиксированное (стабильное, единообразное).
Психология
Юнг отметил, что множественность всегда регрессивна по характеру: так, когда герой появляется в окружении толпы женщин, это указывает на природу бессознательного в его фрагментарном, мозаичном состоянии. По этой причине греческие менады, эринии, вакханки, гарпии и сирены выражают состояние, в котором внутренняя целостность мужчины раздирается на части[3].
В то же время птицы «и, в особенности стаи птиц — так как множественность всегда негативный знак — могут иметь недобрый смысл; например, бой насекомых символизирует силы в процессе растворения — обильные, беспокойные, неясные, раздробленные» Диль. Так птицы, взлетающие с заболоченного озера Стимфалос (знак душевного застоя и паралича духа), символизируют различные греховные желания[4].
При определённых патопсихологических состояниях характерен образ множества предметов или людей, обладающих одинаковыми чертами. По сути — это многократное одного единственного явления вместо соединения многих явлений. Сопутствующее этому символу муки — психологическое следствие «повторения» (Кьеркегор) и очевидного господства в мире закона разнообразия. Иначе — разнообразие оправдывает многообразие. Териоморфы воплощают многообразие образов разложения, распада, рассеивания и разделения. Поэтому множественность общего элемента — типично патологический символ.