Патриархи: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
:[[Авраам]] | :[[Авраам]] | ||
:[[Исаак]] | :[[Исаак]] | ||
− | :[[Иаков]] | + | :[[Иаков, патриарх|Иаков]] |
:[[Двенадцать сыновей Иакова]] | :[[Двенадцать сыновей Иакова]] | ||
:[[Мафусаил]] | :[[Мафусаил]] | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
:[[Сиф]] | :[[Сиф]] | ||
:[[Каин]] | :[[Каин]] | ||
− | : | + | :Иавал |
− | : | + | :Иувал |
− | : | + | :Тувал-Каин |
− | : | + | :Ноема |
:[[Сарра]] | :[[Сарра]] | ||
:[[Ревекка]] | :[[Ревекка]] |
Версия 21:10, 28 января 2021
В ветхозаветных преданиях прародители
«Родословия» (toladot) патриархов как бы продолжают библейскую картину миротворения на уровне истории человечества[3]. Согласно агадическим легендам, по цепочке патриархов — от Адама до Авраама — передавались сакральные знания о творце вселенной, начала этики и священный язык, с помощью которого был сотворён мир[4]. Предания приписывают патриархам важнейшую роль в возникновении всех элементов цивилизации. При этом потомки братоубийцы Каина — Иавал, Иувал, Тувал-Каин и их сестра Ноема («приятная») считаются изобретателями торговли, сладострастной музыки, смертоносного оружия, косметики и украшений[5]; их научили всему этому падшие ангелы[6]. Потомки богобоязненного Сифа, «двойника» убитого Авеля, напротив, изобрели все полезные науки. Патриархи отличаются необычным долголетием[7], но ни один из них не прожил целого тысячелетия. Агадические легенды объясняют это тем, что Адам был обречён на смерть в «день вкушения» запретного плода, у бога же один день равен тысяче лет; вслед за Адамом этой каре — смерти в течение «тысячелетнего дня» — подверглись и его потомки — последующие патриархи[8]. Из них один только Енох за свою праведность «не увидел смерти» и был взят живым на небо[9]. Иногда патриархами именуются только праотцы Израиля — Авраам, Исаак и Иаков. Им соответствуют четыре праматери — Сарра, Ревекка, Рахиль и Лия. |
См. также: |
Ислам
В мусульманских легендах патриархи — носители чистого первоначального монотеизма, свободного от позднейших наслоений и искажений[10].
Литература
- Щедровицкий Д. В. Одноимённая статья в MNME