Грифон: различия между версиями
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :грифон; гриф :...») |
м |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-434-000.jpg|200px| Изображение грифона на рельефе в царском дворце Капара Гудзана, ок 870 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-00-434-000.jpg]] См. также: | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-434-000.jpg|200px| Изображение грифона на рельефе в царском дворце Капара Гудзана, ок 870 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-00-434-000.jpg]] См. также: | ||
:[[Животные]] | :[[Животные]] | ||
− | :[[Грифон | + | :[[- Грифон|Грифон в геральдике]] |
---- | ---- | ||
:[[Гиппогриф]] | :[[Гиппогриф]] |
Версия 22:44, 9 февраля 2021
Древний Восток
Имел демоническое значение в Ассирии. Как его типологический проообраз, возможно, выступают ассирийские «карубу» — откуда произошло евр. «херуб», а затем — «херувим» — один из ангельских чинов.
Египет
В образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола бога Неба Гора.
В Древнем царстве — символ победоносного властителя, шагающего по трепещущим телам своих врагов.
Во времена Птолемеев и Рима в его образе изображаются также боги Солнца Гор и Ра.
Как демоническое существо с крылатым туловищем льва и головой сокола появляется на магических палочках Среднего царства; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе над тифоническими животными.
В поздний период грифон «могущественное животное», символ воздаваемой справедливости.
Античность
В греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва. Грифоны — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов[1]. Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов[2].
Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов.
Грифоны встречаются на памятниках
- доисторического Крита (XVII—XVI вв. до н. э.),
- в Спарте (VIII—VII вв. до н. э.).
Их изображения украшают оружие, саркофаги и канделябры; присутствуют в вазописи и на монетах: в основном на монетах из Абдеры и с острова Телос.
Первым о них упоминает Гесиод (если верить античному комментатору его произведений).
Первое дошедшее до нас упоминание принадлежит Геродоту: он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.
Эсхил называет Грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов:
- они самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов),
- свои гнезда строят из золота,
- с героями и богами в конфликты не вступают.
Посвящен:
- Аполлону — как ездовое солнечное животное;
- Афине — как олицетворение мудрости;
- Немезиде — как символ возмездия[3], вращает колесо судьбы.
Иудаизм
Благодаря частому изображению грифоновидных существ в персидском искусстве, символическое животное Персии (четыре Неблагих царства) и противоборствующих сил зороастризма.
Христианство
Образ противоречивого характера:
- двойственная природа Христа (божественная — птица и человеческая — животное)
- воскресение из мертвых,
- папа как духовный и светский владыка
- зло, дьявол-похитителя душ (уносящий души), преследователи христиан, Антихрист[4].
В ранней христианской иконографии грифоны символизируют силы мщения или препятствие. Начиная с мозарабийских миниатюр, очень распространенный персонаж средневекового церковного искусства. Традиционный мотив в готической церковной скульптуре. С XIV в. — эмблема дуалистической природы Христа. Победитель змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
Данте[5] описывает как грифоны везут триумфальную колесницу Церкви.
Присутствует на современных монетах Ватикана.
Геральдика
Символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу (отважная бдительность).
- «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».
- Бёклер, 1688 г.
Отсутствие крыльев — признак мужского пола.
Эмблематика
Один из символов Высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть границы небес на летящем грифоне.
Психология
Взаимосвязь психической энергии и космических сил[6].
Литература
- Тахо-Годи A. A. Одноимённая статья в MNME