Эней: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 17: Строка 17:
 
:
 
:
 
|}
 
|}
→ [[Троянская война]] / [[Эол]] / [[Нептун]] / [[Дидона]] /
+
→ [[Троянская война]] / [[Эол]] / [[Нептун, божество|Нептун]] / [[Дидона]] /
  
 
Троянский принц, спасшийся вместе со своими спутниками из разграбленной греками Трои. После многих скитаний они добрались до Лация в Италии, где и обосновались: считаются легендарными предками римлян. Герой эпической поэмы Вергилия «Энеида» на протяжении которой он подвергается ударам судьбы из-за того, что боги имели противоречивые намерения относительно его будущего. То, что в конечном счете он всегда находил покровительство Юпитера, призвано было подтвердить, что римская империя была основана согласно божественной воле.
 
Троянский принц, спасшийся вместе со своими спутниками из разграбленной греками Трои. После многих скитаний они добрались до Лация в Италии, где и обосновались: считаются легендарными предками римлян. Герой эпической поэмы Вергилия «Энеида» на протяжении которой он подвергается ударам судьбы из-за того, что боги имели противоречивые намерения относительно его будущего. То, что в конечном счете он всегда находил покровительство Юпитера, призвано было подтвердить, что римская империя была основана согласно божественной воле.
Строка 30: Строка 30:
 
:Эней — троянский принц, отпрыск младшей царской линии. Оказав мужественное сопротивление грекам, он ночью бежал из горящего городка, неся на плечах своего отца Анхиза и ведя своего сына Аскания; его жена Креуса потерялась в ночи. Как олицетворения сыновней любви эта тема стала самой распространённой в троянском цикле. Старик, которого Эней несет на плечах, сжимает в своих руках семейные реликвии или «домашних богов» (ср. Иаков). Рядом бежит Асканий, иногда за ними следует Креуса. Вергилий описывает как «огонь, касаясь безвредно/ Мальчика мягких волос, у висков разгорается ярко», послеовашие за этим гром и летящая звезда — знак Юпитера, о грядущем величии отрока. Пламя присутствует на нескольких картинах; двое мужчин с изумлением глядят на небо.
 
:Эней — троянский принц, отпрыск младшей царской линии. Оказав мужественное сопротивление грекам, он ночью бежал из горящего городка, неся на плечах своего отца Анхиза и ведя своего сына Аскания; его жена Креуса потерялась в ночи. Как олицетворения сыновней любви эта тема стала самой распространённой в троянском цикле. Старик, которого Эней несет на плечах, сжимает в своих руках семейные реликвии или «домашних богов» (ср. Иаков). Рядом бежит Асканий, иногда за ними следует Креуса. Вергилий описывает как «огонь, касаясь безвредно/ Мальчика мягких волос, у висков разгорается ярко», послеовашие за этим гром и летящая звезда — знак Юпитера, о грядущем величии отрока. Пламя присутствует на нескольких картинах; двое мужчин с изумлением глядят на небо.
  
[[Эней усмиряет ветры]]
+
Эней усмиряет ветры
  
 
(1:125-143)
 
(1:125-143)
Строка 36: Строка 36:
 
Юнона, принявшая сторону греков и желавшая уничтожить троянский флот, уговорила Эола выпустить ветры на волю. Несколько кораблей погибло, но Нептун усмирил шторм не допустив гибели всего флота.
 
Юнона, принявшая сторону греков и желавшая уничтожить троянский флот, уговорила Эола выпустить ветры на волю. Несколько кораблей погибло, но Нептун усмирил шторм не допустив гибели всего флота.
  
[[Венера предстает перед Энеем]]
+
Венера предстает перед Энеем
  
 
(1:314-371)
 
(1:314-371)
Строка 48: Строка 48:
 
Последнее её явление произошло после шторма в море, когда Эней с Ахатом отправился на разведку. Венера предстала перед с луком и стрелами, «девы обличье приняв».
 
Последнее её явление произошло после шторма в море, когда Эней с Ахатом отправился на разведку. Венера предстала перед с луком и стрелами, «девы обличье приняв».
  
[[Пир Дидоны]]
+
Пир Дидоны
  
 
(1:657-722).
 
(1:657-722).
Строка 60: Строка 60:
 
Застигнутые во время охоты неожиданно разразившейся бурей, Дидона и Эней отделились от остальной свиты и укрылись в пещере. Здесь Дидона впервые «браком назвала их союз».
 
Застигнутые во время охоты неожиданно разразившейся бурей, Дидона и Эней отделились от остальной свиты и укрылись в пещере. Здесь Дидона впервые «браком назвала их союз».
  
[[Отъезд Энея]]
+
Отъезд Энея
  
 
(4:362-392)
 
(4:362-392)
Строка 66: Строка 66:
 
Влюбленные провели вместе всю зиму, пока Энея не посетил Меркурий, с настоятельным требованием Юпитера тут же отправиться в путь. Эней прощается с возлюбленной — страстные сцены мольбы, упреков, слез. Когда Эней уехал, Дидона сложила во дворце погребальный костер и на нем пронзила себя мечом возлюбленного.
 
Влюбленные провели вместе всю зиму, пока Энея не посетил Меркурий, с настоятельным требованием Юпитера тут же отправиться в путь. Эней прощается с возлюбленной — страстные сцены мольбы, упреков, слез. Когда Эней уехал, Дидона сложила во дворце погребальный костер и на нем пронзила себя мечом возлюбленного.
  
[[Траурные игры]]
+
Траурные игры
  
 
(5)
 
(5)
Строка 72: Строка 72:
 
Новый шторм вынудил Энея вновь причалить к Сицилии. Здесь он отметил годовщину смерти отца, устроив траурные игры: гонки судов, состязания бегунов, кулачные бои, стрельбу из лука и турнир наездников. В живописи эти несколько видов соревнований могут изображаться отдельно. На заднем плане виднеется гробница Анхиза. При этом может присутствовать Венера, умоляющая Нептуна о попутном ветре для предстоящего путешествия троянцев. К римским временам публичные игры перестали быть лишь спортивным состязанием, а превратились в своего рода ритуал; они связывались с ежегодными религиозными праздниками.
 
Новый шторм вынудил Энея вновь причалить к Сицилии. Здесь он отметил годовщину смерти отца, устроив траурные игры: гонки судов, состязания бегунов, кулачные бои, стрельбу из лука и турнир наездников. В живописи эти несколько видов соревнований могут изображаться отдельно. На заднем плане виднеется гробница Анхиза. При этом может присутствовать Венера, умоляющая Нептуна о попутном ветре для предстоящего путешествия троянцев. К римским временам публичные игры перестали быть лишь спортивным состязанием, а превратились в своего рода ритуал; они связывались с ежегодными религиозными праздниками.
  
[[Эней и Кумская сивилла]]; Эней спускается в преисподнюю
+
Эней и Кумская сивилла; Эней спускается в преисподнюю
  
 
(6)
 
(6)
Строка 86: Строка 86:
 
Среди умерших Эней находит Дидону. На Елисейских полях (Элизиум) он встречает тень отца, который указывает ему на души еще не рожденных потомков — вереницу царей, консулов и императоров, тянущуюся вплоть до дней Вергилия.
 
Среди умерших Эней находит Дидону. На Елисейских полях (Элизиум) он встречает тень отца, который указывает ему на души еще не рожденных потомков — вереницу царей, консулов и императоров, тянущуюся вплоть до дней Вергилия.
  
[[Прибытие в Паллантей]]
+
Прибытие в Паллантей
  
 
(8:102-124).
 
(8:102-124).

Версия 23:43, 26 января 2021

х́


Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Троянская война / Эол / Нептун / Дидона /

Троянский принц, спасшийся вместе со своими спутниками из разграбленной греками Трои. После многих скитаний они добрались до Лация в Италии, где и обосновались: считаются легендарными предками римлян. Герой эпической поэмы Вергилия «Энеида» на протяжении которой он подвергается ударам судьбы из-за того, что боги имели противоречивые намерения относительно его будущего. То, что в конечном счете он всегда находил покровительство Юпитера, призвано было подтвердить, что римская империя была основана согласно божественной воле.

Сюжеты из этого произведения использовались художниками как в отдельности, так и для циклов картин (Аббате (цикл), Галерея Эстенсе, Модена). Следующие сюжеты наиболее важные:

Эней спасает своего отца из горящей Трои

(2:671-729)
Эней на плечах вынес своего старика отца Анхиза из горящей Трои. С ними были его сын Асканий и жена, которая вскоре отстала и потерялась во мраке.
Эней спасает своего отца из горящей Трои
Эней выносит своего отца из горящей Трои («Энеида», 2:671-729).
Эней — троянский принц, отпрыск младшей царской линии. Оказав мужественное сопротивление грекам, он ночью бежал из горящего городка, неся на плечах своего отца Анхиза и ведя своего сына Аскания; его жена Креуса потерялась в ночи. Как олицетворения сыновней любви эта тема стала самой распространённой в троянском цикле. Старик, которого Эней несет на плечах, сжимает в своих руках семейные реликвии или «домашних богов» (ср. Иаков). Рядом бежит Асканий, иногда за ними следует Креуса. Вергилий описывает как «огонь, касаясь безвредно/ Мальчика мягких волос, у висков разгорается ярко», послеовашие за этим гром и летящая звезда — знак Юпитера, о грядущем величии отрока. Пламя присутствует на нескольких картинах; двое мужчин с изумлением глядят на небо.

Эней усмиряет ветры

(1:125-143)

Юнона, принявшая сторону греков и желавшая уничтожить троянский флот, уговорила Эола выпустить ветры на волю. Несколько кораблей погибло, но Нептун усмирил шторм не допустив гибели всего флота.

Венера предстает перед Энеем

(1:314-371)

Венера, мать Энея, являлась ему дважды:

в разгар пожара Трои, чтобы убедить его бежать;

близ Карфагена, чтобы направить его во дворец Дидоны.

Последнее её явление произошло после шторма в море, когда Эней с Ахатом отправился на разведку. Венера предстала перед с луком и стрелами, «девы обличье приняв».

Пир Дидоны

(1:657-722).

Чтобы не было возможности восстановить троянцев и карфагенян друг против друга, Венера вызвала у царицы Дидоны любовь к Энею: она послала Амура, принявшего образ Энея, передать царские дары на пире, устроенном Дидоной в честь троянцев. Пока Дидона обнимала бога любви, тот околдовал ее своими чарами.

Дидона и Эней укрываются от бури

(4:160-172)

Застигнутые во время охоты неожиданно разразившейся бурей, Дидона и Эней отделились от остальной свиты и укрылись в пещере. Здесь Дидона впервые «браком назвала их союз».

Отъезд Энея

(4:362-392)

Влюбленные провели вместе всю зиму, пока Энея не посетил Меркурий, с настоятельным требованием Юпитера тут же отправиться в путь. Эней прощается с возлюбленной — страстные сцены мольбы, упреков, слез. Когда Эней уехал, Дидона сложила во дворце погребальный костер и на нем пронзила себя мечом возлюбленного.

Траурные игры

(5)

Новый шторм вынудил Энея вновь причалить к Сицилии. Здесь он отметил годовщину смерти отца, устроив траурные игры: гонки судов, состязания бегунов, кулачные бои, стрельбу из лука и турнир наездников. В живописи эти несколько видов соревнований могут изображаться отдельно. На заднем плане виднеется гробница Анхиза. При этом может присутствовать Венера, умоляющая Нептуна о попутном ветре для предстоящего путешествия троянцев. К римским временам публичные игры перестали быть лишь спортивным состязанием, а превратились в своего рода ритуал; они связывались с ежегодными религиозными праздниками.

Эней и Кумская сивилла; Эней спускается в преисподнюю

(6)

Проплывая у берегов Кампании (итальянское побережье)около Кумы Эней посетил сивиллу и молил ее, чтобы ему ещё раз было разрешено увидеть лицо отца. Защищенный золотой оливковой ветвью и ведомый сивиллой, Эней по тропе спустился в преисподнюю. Художники иллюстрировали эту последовательность эпизодов, порой объединяя их на одной картине. Эней в доспехах, обычно греческих, иногда на нем фригийская шапочка . Его может сопровождать Ахат, хотя Вергилий о нем не говорит. Вместе с сивиллой Эней садится в челн Харона, чтобы переплыть реку Стикс; он либо Сивилла держат масличную ветвь. Они высаживаются на другом берегу у врат Гадеса, охраняемых Цербером. В Тартаре им являются:

Иксион на своем вечно вращающемся огненном колесе;

Титий (коршуны клюют его печень);

Тантал, безуспешно пытающийся дотянуться до плодов.

Среди умерших Эней находит Дидону. На Елисейских полях (Элизиум) он встречает тень отца, который указывает ему на души еще не рожденных потомков — вереницу царей, консулов и императоров, тянущуюся вплоть до дней Вергилия.

Прибытие в Паллантей

(8:102-124).

Достигнув Тибра, троянцы скоро оказались в состоянии войны с враждебными им племенами. Эней поднялся по реке до Паллантея, где заключил союз с царем Эвандром. Энея изображают стоящим на носу судна и передающим оливковую ветвь Палланту, сыну Эвандра. Паллант стоит на берегу со своим войском. На заднем плане видны башни и зубчатые стены города — местоположение будущего Рима.

Черновое

Эней выполняет труднейшие задачи и основывает Рим, но затем готов поменять Рим на любовь, то есть политические задачи дня на мистерии ночи.

МНМ

Эней
гр. Aineias

В греческой и римской мифологиях сын Анхиса и Афродиты (рим. Венеры). Рождённый богиней на горе Ида или на берегу Симоента, Эней до пяти лет воспитывался у горных нимф. Эней сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест (Ноm. Il. XX 89-96 и 187—194). Имя Эней называется в «Илиаде» среди славнейших троянских героев (XI 56-58), он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих встречах с Диомедом и Ахиллом Эней терпит поражение и избегает гибели только благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона (V 297—317, 432—448; XX 79-352); настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон спасает Энея, так как тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана (XX 302—308; Hymn. Hom. IV 196—199). Этот мотив получил развитие в киклической поэме «Разорение Илиона», где было изображено, как Эней, увидев зловещее предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои ещё до нападения ахейцев; он, по-видимому продолжал царствовать в предгорьях Иды, либо на восточном берегу Геллеспонта, близ города Дардан. В более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разоренной Трои. Один из таких вариантов проник не позже рубежа VI—V вв. до н. э. к этрускам и лег в основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта версия, вобравшая в себя в течение нескольких столетий дополнительные эпизоды и местные италийские легенды, стала господствующей к середине I в. до н. э. и получила окончательную обработку у Вергилия в «Энеиде». По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом); жена Энея Креуса по воле тех же богов исчезла в самом начале пути из Трои. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. По пути он попадает во Фракию и Македонию, на Крит и остров Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова Ионийского моря и в Эпир, где встречает Андромаху, вышедшую замуж за Елена. Дважды Энея заносит в Сицилию, где умирает Анхис и Эней устраивает на его могиле погребальные игры. Страшная буря, обрушившись на корабли Энея, уничтожает большую их часть, а самого Энея забрасывает в Карфаген. Здесь его гостеприимно встречает царица Дидона, любовь которой надолго задерживает Энея в Карфагене. Когда, наконец, по велению богов Эней отправляется дальше в путь, он достигает италийского города Кумы и, совершая с помощью местной пророчицы — кумской сивиллы нисхождение в царство мёртвых, получает предсказание о своей судьбе и будущем своих потомков. Дальнейший путь ведет Энея в Лаций, где местный царь Латин готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном — вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии. Эней побеждает в поединке Турна, и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая становится преемницей славы троянцев. Если на эолийском побережье М. Азии в VIII—VII вв. до н. э. генеалогия Энея, сына Афродиты, возводившего к тому же своё происхождение со стороны отца к самому Зевсу (Ноm. Il. XX 208—241), отражала династические претензии знатного рода Энеадов (намеки на соперничество между родом Приама и родом Энея встречаются в «Илиаде», XIII 459—461; XX 302—307), то в Риме последних десятилетий I в. до н. э. имя Энея приобрело особую популярность в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август). Поскольку между традиционными датами падения Трои (1184 до н. э.) и основания Рима (754 до н. э.) возникал промежуток в несколько столетий, это последнее событие стали приписывать не Энею, а его далёким потомкам, завершающим список царей Альба-Лонги, который якобы был заложен Асканием.

[В. Н. Ярхо MNME ]