Бран: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
:[[Кельтская мифология]] | :[[Кельтская мифология]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Острова блаженных |
:[[Лер]] | :[[Лер]] | ||
:[[Мимир]] | :[[Мимир]] | ||
− | : | + | :Пуйл |
− | : | + | :Аннон |
:[[Финн]] | :[[Финн]] | ||
− | : | + | :Брендан, Св. |
:[[Артур, король]] | :[[Артур, король]] | ||
---- | ---- |
Версия 09:34, 29 января 2021
В кельтской (ирландской и валлийской) мифологии и эпосе герой. В ирландской традиции Бран — сын Фебала, персонаж саги «Плавание Брана» (VIII-IX вв.), достигающий потустороннего мира на островах блаженных в океане. С ирландским Браном идентичен валлийский Бендигейдвран. Валлийский Бран считался сыном Лира (Лера) и правителем Британии. Рассказ о Бране в валлийском повествовании «Четыре ветви Мабиногион»[2] выдаёт в нём эвгемеризированное божество — он переходит моря вброд, переносит своё войско на спине через реку Лиффи и т. д. Считалось, что после смерти Брана его голова служила чудесным талисманом: зарытая в Лондоне, она предохраняла остров от нашествий и бедствий[3]. Вероятно, однако, что слово «голова» было одним из обозначений владыки потустороннего мира. В валлийском варианте сказаний о Бране сообщается о пиршестве на острове Гвалес[4], известном как «гостеприимство Благородной Головы», хозяином которого выступает голова Брана. Возможно, в том же смысле и валлийский Пуйл называется «головой Аннона» - потустороннего мира. Сходные представления, связанные с головами Ломна, Фергала, сына Майл Дуна, и Финна, имеются и в ирландской традиции. С этими же представлениями сопоставимы галльские скульптуры голов (иногда трёхликих). Толкуя эпитет «благословенный», позднейшая традиция приписывала Брану утверждение христианства в Британии. Бран стал Св. Бренданом средневековых легенд; считается одним из предков короля Артура. |
См. также:
|
Литература
- Шкунаев С. В. Одноимённая статья в MNME