Вепрь: различия между версиями
м (Замена текста — «''англ''» на «англ») |
м |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-03-608-000.jpg|200px| | + | [[Файл:00-03-608-000.jpg|200px| ]] |
+ | |||
+ | См. также: | ||
+ | |||
__TOC__ | __TOC__ | ||
− | |||
:[[Животные]] | :[[Животные]] | ||
---- | ---- | ||
Строка 67: | Строка 69: | ||
*борьбу и разрушение; | *борьбу и разрушение; | ||
*суровую зиму (после убийства (Во время осеннего солнцестояния кабан вспарывает живот этому богу, и тот спускается в подземное царство (скрывается за горизонтом).) | *суровую зиму (после убийства (Во время осеннего солнцестояния кабан вспарывает живот этому богу, и тот спускается в подземное царство (скрывается за горизонтом).) | ||
− | *Адониса (Месопотамский бог растительности и зерна, символ оплодотворяющего Солнца) и Аттиса, олицетворяющих силу Солнца), | + | * Адониса (Месопотамский бог растительности и зерна, символ оплодотворяющего Солнца) и Аттиса, олицетворяющих силу Солнца), |
Убийство Калидонского вепря было убийством Зимы и пришествием солярной силы Весны. | Убийство Калидонского вепря было убийством Зимы и пришествием солярной силы Весны. | ||
Строка 201: | Строка 203: | ||
Кабан, лежащий на земле с ножом в горле. | Кабан, лежащий на земле с ножом в горле. | ||
*Он приносит пользу когда мертв. | *Он приносит пользу когда мертв. | ||
− | ::«Символ мирского и алчного человека, который полезен миру лишь тогда, когда умирает и оставляет свои сбережения на разграбление, а добро, нажитое нечестным путем,- на проматывание расточительным наследникам, которые на то, чтобы его растратить вкладывают столько же сил, сколько он потратил, чтобы его накопить». [ | + | :: «Символ мирского и алчного человека, который полезен миру лишь тогда, когда умирает и оставляет свои сбережения на разграбление, а добро, нажитое нечестным путем,- на проматывание расточительным наследникам, которые на то, чтобы его растратить вкладывают столько же сил, сколько он потратил, чтобы его накопить». [ |
::::EMSI 6-5, с.130 | ::::EMSI 6-5, с.130 | ||
Строка 264: | Строка 266: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-02-648-000.jpg|200px| Вараха с Лакшми. XV в. | + | [[Файл:00-02-648-000.jpg|200px| Вараха с Лакшми. XV в.]] |
− | [[Файл:00-03-396-000.jpg|200px| Вараха — аватара Вишну | + | [[Файл:00-03-396-000.jpg|200px| Вараха — аватара Вишну]] |
− | [[Файл:00-03-058-000.jpg|200px| Калидонская охота. Фрагмент росписи Клития кратера Эрготима. Ок. 570 г. до н. э. | + | [[Файл:00-03-058-000.jpg|200px| Калидонская охота. Фрагмент росписи Клития кратера Эрготима. Ок. 570 г. до н. э.]] |
− | [[Файл:00-03-059-000.jpg|200px| Калидонская охота. Римский саркофаг | + | [[Файл:00-03-059-000.jpg|200px| Калидонская охота. Римский саркофаг]] |
− | [[Файл:00-00-335-000.jpg|200px| Бронзовая фигурка эпохи Ла-Тэн. (Прага, Сарка) | + | [[Файл:00-00-335-000.jpg|200px| Бронзовая фигурка эпохи Ла-Тэн. (Прага, Сарка)]] |
− | [[Файл:00-00-334-000.jpg|200px| Клыки устрашающие". Й. Босхиус, «Символография», 1702 г. | + | [[Файл:00-00-334-000.jpg|200px| Клыки устрашающие". Й. Босхиус, «Символография», 1702 г.]] |
− | [[Файл:00-02-788-000.jpg|200px| Бинфэн. Гравюра из иллюстраций к «Книге гор и морей». Ксилограф (Ленинград, Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) | + | [[Файл:00-02-788-000.jpg|200px| Бинфэн. Гравюра из иллюстраций к «Книге гор и морей». Ксилограф (Ленинград, Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина)]] |
− | [[Файл:00-03-515-000.jpg|200px| Калидонская охота. (С античного барельефа) | + | [[Файл:00-03-515-000.jpg|200px| Калидонская охота. (С античного барельефа)]] |
− | [[Файл:A-00-0447.jpg|200px| | + | [[Файл:A-00-0447.jpg|200px| ]] |
− | [[Файл:00-04-124-000.jpg|200px| Охотник. Миниатюра из Миросла-вова Евангелия (л. 95). 1180г. < SMES, с.350 | + | [[Файл:00-04-124-000.jpg|200px| Охотник. Миниатюра из Миросла-вова Евангелия (л. 95). 1180г. < SMES, с.350]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Текущая версия на 00:07, 6 июня 2023
Во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия. В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен в кельтской, греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки. Склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли. Противоположен свинье (женская особь домашнего животного) — мужская особь дикой формы этого вида. Символика вепря (как большинства животных) противоречива, но с преобладанием позитивного значения. Как враждебная сила, вепрь превосходит дракона или первобытное чудовище, но уступает льву. Превращения людей в вепрей (свиней) за грехи (проступки) известны греческой и хеттской мифологии.
|
См. также: |
Древний Восток
Священное животное в Вавилоне и других семитских культурах. Может быть посланником богов.
В древнехеттских текстах вепрь, (кабан или свинья тростников) упоминается как одного из «животных бога» (siunas huitar).
В индоиранской мифологии распространен сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.
Крылатый вепрь убил Таммуза.
Египет
Зло; атрибут Сета в его тифоническом аспекте, когда тот проглатывает глаз Бога Дня.
Античность
В Микенах воины носили шлемы покрытые плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками.
Посвящен
- Аресу (Марсу)
- Афродите (убивший Адониса).
Атрибут
- Деметры
- Аталанты
Символизирует
- борьбу и разрушение;
- суровую зиму (после убийства (Во время осеннего солнцестояния кабан вспарывает живот этому богу, и тот спускается в подземное царство (скрывается за горизонтом).)
- Адониса (Месопотамский бог растительности и зерна, символ оплодотворяющего Солнца) и Аттиса, олицетворяющих силу Солнца),
Убийство Калидонского вепря было убийством Зимы и пришествием солярной силы Весны.
Эриманфский вепрь был пойман в сеть Гераклом.
В гомеровском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам.
В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в вепря.
Вепрь в загоне, окруженный охотниками, — Мелеагр.
Северная традиция
Каменные (Эфиньё) и бронзовые (Нёви-ан-Сюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого символа в раннюю эпоху в Западной Европе.
В кельтских и галльских легендах всегда воплощает выдающиеся позитивные качества[3].
Священное животное как символ воинской мужественности и силы.
Обладает сверхъестественными (пророческими и магическими) способностями.
Помогает на войне, защищая воина: изображения вепря украшали шлемы и щиты.
Символ гостеприимства.
Его связывают
- с собаками,
- магическими силами.
- деревом,
- колесом,
- вороном,
- человеческой головой.
Посвящен Дергу. Священный огонь назывался «вепрь лесов».
Голова кабана символизирует здоровье и хранит от опасности; дает силу жизни, содержащуюся в голове;
может принести изобилие и удачу в будущем году.
Кабан с медведем — духовная и светская власть этого мира. Друиды называли себя вепрями.
Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил.
У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря.
У германцев, скандинавов и тевтонцев — плодородие и урожай, является животное бури, связан с похоронами. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. iotfurr, «вепрь», «князь», «бог»).
Посвящен Водану (Одину), Фрею и Фрейе, которые скакали на кабанах. Золотые щетины кабана Фрейи, Гуллинбурсти(н) («золотая щетинка»), — это лучи солнца.
В древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; известен древнегерманским археологическим памятникам.
Шлемы и маски кабанов передавали воинов под защиту Фрея и Фрейи.
Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы,
Славяне
В мифологии балтийских славян огромный вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра.
Сибирь
Храбрость, упорство, завоевание, воинские доблести.
Китай
Богатства лесов; разврат и насилие; чувственность, изобилие и довольство.
В центре Колеса Сансары — символ невежества, лени и обжорства.
Белый кабан считается лунным.
Жу. Двенадцатый знак зодиака, связанный с
- Севером,
- осенью
- водой
«Годы, протекающие под его знаком, благоприятны для деловой активности и промышленности, прекрасно подходят для мирного разрешения споров, благотворительной и общественно-полезной деятельности, но также и для разного рода излишеств».
Япония
Дикая свинья (Иношиши)
Белый вепрь символизирует Луну, а также, завоевание и все военные доблести. Символ храбрости (смелости), в память о трехстах свиньях, спасших императорский трон от захвата узурпатором До-кьо.
Кабан охраняет вход в храмы, посвященные Ваке-но-кийомаро.
Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии.
Южная Америка
Мотив превращения людей в вепрей (свиней) за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки:
- в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя Тупана у племени тенетахара,
- Карусакаибе у мундуруку,
- Ооимбре у каяпо,
- в других — мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.
Иран
В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.
В Зендавесте «сияющий вепрь» ассоциируется с Солнцем.
Индуизм
Третья аватара Вишну — Варахи, или Праджапати, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю.
Олицетворяет Ваджраврахи — богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия.
В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.
Иудаизм
Кабан — враг Израиля, разрушающий лозу.
Христианство
В основном
- необузданная дикость и властность бесовских сил,
- разрушение,
- жестокость, свирепый гнев, зло, жестоких князей и правителей,
- плотские грехи.
Евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого в стадо свиней (Мф 8, 28-33; 2-16; Лк 8, 27-33).
Положительное понимание присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников. Атрибут Свв. Колумбана и Эмилиана.
В германской иконографии вепрь присутствует среди символов Христовых, по ошибочной этимологии герм. Eber (вепрь) ← др.евр. Ибри — якобы родоначальника евреев (ибрим).
Одно из четырех животных, символизирующих похоть.
Геральдика
Несгибаемая воинственность и дикость
Часто использование его названия при образовании имен собственных и топонимов.
Обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом». (Бёклер, 1688).
Эмблематика
Атрибут персонифицированного Распутства (его попирает ногами Целомудрие).
Кабан, лежащий на земле с ножом в горле.
- Он приносит пользу когда мертв.
- «Символ мирского и алчного человека, который полезен миру лишь тогда, когда умирает и оставляет свои сбережения на разграбление, а добро, нажитое нечестным путем,- на проматывание расточительным наследникам, которые на то, чтобы его растратить вкладывают столько же сил, сколько он потратил, чтобы его накопить». [
- EMSI 6-5, с.130
- «Символ мирского и алчного человека, который полезен миру лишь тогда, когда умирает и оставляет свои сбережения на разграбление, а добро, нажитое нечестным путем,- на проматывание расточительным наследникам, которые на то, чтобы его растратить вкладывают столько же сил, сколько он потратил, чтобы его накопить». [
Психология
Грубая сила.
Черновые материалы
В качестве символического образа кабан представлен во всём индоевропейском мире и за его пределами. В северной мифологической традиции представляет собой духовную власть, возможно, вследствие того, что, подобно друидам и браминам, ведёт уединённую жизнь в лесу, способен находить трюфель — мистический гриб, рождение которого древние легенды приписывают молнии, и питается плодами священного дуба (желудями). Медведь противопоставляется кабану как символ(у) временной власти(мощи). У галлов и древних греков охота на вепря и его убийство — эмблема духовного падения с течением времени (emblem of the spiritual bounded down by the temporal).
В Китае кабан — эмблема Miao, медведь — эмблема Hia. Miao принадлежит к очень древним пластам китайского фольклора. Стрелок И изгоняет свирепого кабана фэнси. Геракл ловит Эрифманского вепря; Мелеагр помогает Тесею в охоте на Калидонского вепря. Herakles (Геркулес) берет Erymanthian боров; Meleager, помог Theseus и Atalanta, охотится на Calydonian боров. Здесь весьма ясно проступает циклическая символика: одно правление уступает место другому, один цикл (период, кальпа) — следующему. Индусы определяют современный цикл как «Белый Боров».
В облике вепря (Varaha) Вишну поднял землю над водами, восстановив исходный порядок. Он вновь принимает форму вепря, когда ищет корень огненного лингама Шивы (Брахма вэто время ищет его вершину в облике гуся-hamsa). Таким образом Земля может быть отмечена как атрибут варахи-аватары Вишну, находящаяся под его покровительством.
В Японии где дикая свинья или боров, Inonshishi, последние из животных двенадцати земных ветвей. Символизирует храбрость и безрассудство. Верховое животное божества (ками) войны. Небольшие статуи кабанов стоят близ синтоистских святынь, посвященных Wake no Kiyomaro (Wakenokiyomaro). Собственно военный бог Хатиман (Usa-hachiman), иногда изображается верхом на кабане.
Черный кабан в центре колеса сансары представляет собой невежество и страсть. Иногда кабана называют свиньёй, рассматривая негативную составляющую его символики и таким образом вепрь предстаёт как символ всего, что является благородным, а свинья — всего низменного. Дикая свинья символизирует несдержанную распущенность и жестокость/зверство (BHAB, DANA, GOVM, GRAD, CUES, MALA, OGRJ, PALL, VARG).
«Алмазное рыло» — атрибут Важдраварахи (Vajra varahi; Dordje Phagmo) в иконографии ваджраяны, олицетворяющей женский аспект Пробуждения. Она часто представляется окрашенной в красный цвет и небольшой кабаньей головой возникающей из/из-за её правого уха. This deity is associated with the cycle of Hevajra, whose co-adjutator she may be, as well as with that of Samvara, and should be likened to a realization of EMPTINESS and to the delicate central channel (sushumma) into which respirations are collected in order to liberate Joy.
Вепрь — обычный мотив галльских боевых штандартов (рельефы триумфальной арки в Оранже, Франция) и монет. Известно множество примеров вотивных бронзовых или рельефных изображений кабана. При этом животное не соотносится с «кастой» воинов, будучи символом противостоящей ей священнической касты. Подобно друиду, вепрь тесно связан с лесом, питаясь желудями. В тоже время дикая свинья в символическом окружении девяти поросят подрывает корни/роется в корнях (rooted in the ground at the foot of the apple) дерева бессмертия — яблони. Стада кельтов паслись свободно, поэтому домашняя и дикая свинья практически не отличались, потому свинина была жертвенной едой на празднике Самайн (1 ноября), при том, что богу Лугу был посвящён кабан. Ряд легенд рассказывает о пирах в ином мире, где подаётся мясо волшебного кабане, который не терпит убыли, сколькобы его не готовили. В галло-римской надписи из Langres (Франция) Меркурий именуется Moccus — «свинья». Twrch Trwyth (ирланд. triath — «король») — вепрь, с которым сражался король Артур, символизирует власть духовенства, противостоящую власти короля во времена духовного упадка. Киан — отец Луга, Сиан, спасаясь от преследователей превратился в «druidic pig»; однако, умер он в своём человеческом обличье.
В ирландской литературе, в том числе и испытавшей влияния христианства, вепрь выступает символом добра. В этом кельтский мир резко отличается от остального христианского мира, для которого вепрь — олицетворение Дьявола. Это значение возводится либо к жадности и ненасытности свиней (соотносимой с бурей страстей), либо к опустошениям посевов, садов и виноградников от их безрассудных набегов. В гравюре Дюрера, изображающей сцену Рождества Христова, вола и осла заменяют лев и кабан (боров). (CHAB pp. 173-5; OGAC 5: pp. 309-12; MABG pp. 130ff.; STOG p. 34)
Литература
- Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
- Beck Н., Das Ebersignum im Germanischen. Ein Beitrag zur germanischen Tier-Symbolik, В., 1965 < MNME
- Levi-Strauss С., Mythologiques I.- Le cru et ie cuit. P., 1964, p.92-116 < MNME