Грифон: различия между версиями
м (Замена текста — «[[- Грифон» на «[[- грифон») |
м |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
*Север; | *Север; | ||
*на Востоке разделяет символику мудрости и просвещения с драконом. | *на Востоке разделяет символику мудрости и просвещения с драконом. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-434-000.jpg|200px| Изображение грифона на рельефе в царском дворце Капара Гудзана, ок 870 г. до н. э. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-434-000.jpg|200px| Изображение грифона на рельефе в царском дворце Капара Гудзана, ок 870 г. до н. э.]] См. также: |
:[[Животные]] | :[[Животные]] | ||
:[[- грифон|Грифон в геральдике]] | :[[- грифон|Грифон в геральдике]] | ||
Строка 84: | Строка 84: | ||
*Тахо-Годи A. A. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Тахо-Годи A. A. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-03-295-000.jpg|200px| Золотая застёжка со сценой терзания лошади львиным грифоном. III в. до н. э. (?) | + | [[Файл:00-03-295-000.jpg|200px| Золотая застёжка со сценой терзания лошади львиным грифоном. III в. до н. э. (?)]] [[Файл:00-03-296-000.jpg|200px| Навершие в виде грифовой головы с человеческим глазом из Большого Ульского кургана. VI—V вв. до н. э. (?)]] [[Файл:00-00-435-000.jpg|200px| Грифон. «Символ стремления к схватке». Й. Босхиус, 1702 г.]] [[Файл:00-00-481-000.jpg|200px| Блэйк Уильям. Данте встречает Беатриче в Раю]] [[Файл:00-03-815-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-816-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-817-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-818-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-819-000.jpg|200px| ]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Текущая версия на 12:30, 6 июня 2023
Древний Восток
Имел демоническое значение в Ассирии. Как его типологический проообраз, возможно, выступают ассирийские «карубу» — откуда произошло евр. «херуб», а затем — «херувим» — один из ангельских чинов.
Египет
В образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола бога Неба Гора.
В Древнем царстве — символ победоносного властителя, шагающего по трепещущим телам своих врагов.
Во времена Птолемеев и Рима в его образе изображаются также боги Солнца Гор и Ра.
Как демоническое существо с крылатым туловищем льва и головой сокола появляется на магических палочках Среднего царства; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе над тифоническими животными.
В поздний период грифон «могущественное животное», символ воздаваемой справедливости.
Античность
В греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва. Грифоны — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов[1]. Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов[2].
Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов.
Грифоны встречаются на памятниках
- доисторического Крита (XVII—XVI вв. до н. э.),
- в Спарте (VIII—VII вв. до н. э.).
Их изображения украшают оружие, саркофаги и канделябры; присутствуют в вазописи и на монетах: в основном на монетах из Абдеры и с острова Телос.
Первым о них упоминает Гесиод (если верить античному комментатору его произведений).
Первое дошедшее до нас упоминание принадлежит Геродоту: он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.
Эсхил называет Грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов:
- они самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов),
- свои гнезда строят из золота,
- с героями и богами в конфликты не вступают.
Посвящен:
- Аполлону — как ездовое солнечное животное;
- Афине — как олицетворение мудрости;
- Немезиде — как символ возмездия[3], вращает колесо судьбы.
Иудаизм
Благодаря частому изображению грифоновидных существ в персидском искусстве, символическое животное Персии (четыре Неблагих царства) и противоборствующих сил зороастризма.
Христианство
Образ противоречивого характера:
- двойственная природа Христа (божественная — птица и человеческая — животное)
- воскресение из мертвых,
- папа как духовный и светский владыка
- зло, дьявол-похитителя душ (уносящий души), преследователи христиан, Антихрист[4].
В ранней христианской иконографии грифоны символизируют силы мщения или препятствие. Начиная с мозарабийских миниатюр, очень распространенный персонаж средневекового церковного искусства. Традиционный мотив в готической церковной скульптуре. С XIV в. — эмблема дуалистической природы Христа. Победитель змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
Данте[5] описывает как грифоны везут триумфальную колесницу Церкви.
Присутствует на современных монетах Ватикана.
Геральдика
Символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу (отважная бдительность).
- «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».
- Бёклер, 1688 г.
Отсутствие крыльев — признак мужского пола.
Эмблематика
Один из символов Высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть границы небес на летящем грифоне.
Психология
Взаимосвязь психической энергии и космических сил[6].
Литература
- Тахо-Годи A. A. Одноимённая статья в MNME