Сократ: различия между версиями
м (Замена текста — «Исторические личности» на «Личности исторические») |
м |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
---- | ---- | ||
:[[Ксантиппа]] | :[[Ксантиппа]] | ||
− | : | + | :Диоген Лаэртский |
---- | ---- | ||
:[[Зеркало]] | :[[Зеркало]] |
Версия 22:13, 9 февраля 2021
Афинский философ, как правило, изображаемый в двух сценах: в аллегорической, отражающей его влияние на молодежь, и в сцене его смерти.
Сократ и зеркало Диоген Лаэртский в своей «Жизни философов» ["О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"] (2:33) рассказывает о том, что Сократ «молодым людям советовал почаще смотреть в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие». Аллегория, выводимая из этого — Сократ, наущающий молодежь самопознанию, иллюстрирующая девиз: «Познай себя», — встречается в итальянской барочной живописи. Философ указывает на зеркало, в которое всматривается малыш или юноша. Другие молодые люди могут стоять рядом, погруженные в глубокое раздумье. Зеркало, как символ самосознания, связывается также с Благоразумием и Истиной.
Смерть Сократа. Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей. |
|