Боян: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Категория:Славянская мифология» на «Категория:Славяне»)
 
Строка 20: Строка 20:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Славянская мифология]]
+
[[Категория:Славяне]]

Текущая версия на 15:32, 1 июня 2023

В восточнославянской мифологии эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве»[1]:
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы».

В песнях Бояна, таким образом, сказалась шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку[2].

Характерен эпитет Бояна — «Велесов внук». Он слышит и понимает голоса зверей и птиц. Бояна называли еще вещим… В «Слове» Боян предстаёт и как исторический певец XI в., певший о «первых времён усобице». Он пускал «десять соколов на стадо лебедей», и пойманная лебедь пела песнь, возлагал «вещие персты на живые струны» и они сами рокотали князьям славу.

См. также:
Славянская мифология

Древо мировое
Мёд поэзии
Велес

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Мороз Е. Л., Следы шаманских представлений в эпической традиции древней Руси, в сб.: Фольклор и этнография, Л., 1977 < MNME

Примечания

  1. Имя Боян встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце.
  2. Ср. германо-скандинавский миф о Мёде поэзии.