Абдал: различия между версиями
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
м (Замена текста — «Категория:Кавказско-иберийская мифология» на «Категория:Кавказ») |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
*Дирр A. M., Божества охоты и охотничий язык у кавказцев, в кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа в. 44, Тифлис, 1915, отд. 4 < MNME | *Дирр A. M., Божества охоты и охотничий язык у кавказцев, в кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа в. 44, Тифлис, 1915, отд. 4 < MNME | ||
*Вирсаладзе Е. Б., Грузинский охотничий миф и поэзия М., 1976 < MNME | *Вирсаладзе Е. Б., Грузинский охотничий миф и поэзия М., 1976 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Кавказ]] |
Текущая версия на 10:00, 2 июня 2023
В мифологии аварцев, цахуров, даргинцев, лакцев бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей. Некоторые исследователи связывают Абдала с грузинской богиней охоты Дали, культ которой, вероятно, был распространён у горцев Дагестана; её функции были перенесены на мужское божество (отсюда возможное происхождение имени Абдала). Согласно поверьям цахуров, Абдал заботится о диких животных, пасёт их, доит; ограничивает отстрел зверей, жестоко карая охотника, нарушившего ограничения. Явление Абдала в облике белого зверя или белого человека предрекает охотнику неудачу. По поверьям лакцев, Абдал мешает убить зверя, отклоняя палкой стрелы (или пули) охотника, если перед охотой ему не вознесена молитва. В случае удачи Абдалу приносили в жертву сердце и печень убитого животного, а кости не выбрасывали и не сжигали — по ним Абдал оживляет зверя. Абдал вынимает из утробы женщины ещё не родившегося ребёнка, чтобы сделать его пастухом туров. |
См. также: |
Литература
- Халилов Х. М. Одноимённая статья в MNME
- Дирр A. M., Божества охоты и охотничий язык у кавказцев, в кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа в. 44, Тифлис, 1915, отд. 4 < MNME
- Вирсаладзе Е. Б., Грузинский охотничий миф и поэзия М., 1976 < MNME