Села Сата: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
*Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 129-31 < MNME | *Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 129-31 < MNME | ||
*Мальсагов А. О., Нарт-орстхойский эпос вайнахов, Грозный, 1970, с. 38-49 < MNME | *Мальсагов А. О., Нарт-орстхойский эпос вайнахов, Грозный, 1970, с. 38-49 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Кавказ]] |
Версия 16:42, 2 июня 2023
В мифологии ингушей дочь бога Селы, рождённая смертной женщиной. Согласно сказанию, среди нарт-орстхойцев жила девушка необычайной красоты. Многие нарт-орстхойцы хотели жениться на ней. Тщетно домогался её любви и Села. Перед смертью она просила нарт-орстхойцев стеречь её могилу в течении трёх дней, чтобы помешать влюблённому Селе удовлетворить своё желание. Но карауливший её предводитель нарт-орстхойцев Сеска Солса задремал к концу третьей ночи. Села вскрыл могилу и осквернил труп девушки, у которой тотчас же родилась дочь. Села Сата вышла замуж за небожителя; покровительствует людям, выступая их заступницей перед Селой. Древние мифы связывают с ней происхождение Млечного пути и трёх звёзд (Вега, Денеб, Альтаир), составляющих на небе треугольник. Млечный путь — это след от соломы, которую Села Сата пронесла для брачного ложа. Перед тем как выйти из дома за соломой, она подготовила из теста треугольный хлеб и сунула его в золу с угольками, чтобы он испёкся. Пока она ходила, два угла хлеба сгорели, уцелел лишь один. И вот теперь на небе видны три звезды, из которых одна (Вега) много ярче двух других. Ингуши называют их «треугольным хлебом Саты» — Сатибожолг. |
См. также:
|
Литература
- Танкиев А. Х. Одноимённая статья в MNME
- Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 129-31 < MNME
- Мальсагов А. О., Нарт-орстхойский эпос вайнахов, Грозный, 1970, с. 38-49 < MNME