Бессонница: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 9: Строка 9:
 
:—
 
:—
  
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Смотри:</font></div>==<!-- Раздел, к которому относится статья -->
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Смотри:</font></div>==<!-- Раздел, к которому относится статья -->
 
• [[Человек]]
 
• [[Человек]]
Строка 57: Строка 57:
 
::• старались отогнать от дома: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные леса от младенца» — с.-рус.;
 
::• старались отогнать от дома: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные леса от младенца» — с.-рус.;
 
::• высказывали в их адрес прямые угрозы: «Глаза тебе выколю, зубы поломаю!» или «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — ю.-слав.
 
::• высказывали в их адрес прямые угрозы: «Глаза тебе выколю, зубы поломаю!» или «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — ю.-слав.
| width="200px" valign="middle" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]] <font color="#669999">Смотри также:</font>
+
| width="200px" valign="middle" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] <font color="#669999">Смотри также:</font>
  
 
• [[Нечистая сила]]
 
• [[Нечистая сила]]

Текущая версия на 08:11, 3 июня 2023

Описание

бессонница
—————————


00-00-000-000.jpg

Смотри:

Человек

Сон


Славяне

Болезненное состояние, приписываемое воздействию на человека нечистой силы. Сон могли отобрать, по народным поверьям:
• «ночница», «щекотиха-будиха», «лесная баба», «полуношник», ведьма — у восточных славян;
• «плачки», «маруды», «богинки» — у западных ~;
• «горска майка», «бабицы», «юда», «вила» — у южных ~
и другие мифологические персонажи.

Жители Смоленской губ. представляли себе «ночницу» в виде женщины в черном, которая неслышно проникает в дом, дотрагивается до спящего, отчего тот лишается сна.

Беспрестанный плач ребенка по ночам был для белорусов свидетельством того, что «ночница» посещает дом и пристает к новорожденному.

Русские северных областей приписывали детскую болезнь «ночная плакса» воздействию злого духа, беса или домового.

Если дитя долго не засыпает и плачет по ночам, то в Архангельской губ. это объясняли тем, что к нему «пристал полуношник», которого надо отогнать, или что «матенка-полуноценка» забавляется с ребенком.

Чтобы предотвратить бессонцу, соблюдали ряд особых правил поведения и запретов. Например:

• нельзя было ложиться спать без молитвы и не перекрестившись;
• качать пустую колыбель;
• оставлять на ночь пеленки во дворе;
• после захода солнца запрещалось выливать на улицу воду после купания ребенка и т. п.

Чтобы не спровоцировать плохой сон младенца, не давали взаймы хлебную лопату и жар из своей печи. Широко известно поверье, что если при посещении роженицы гость не присядет в доме хотя бы на мгновение, то новорожденный будет страдать бессонницей.

Для избавления от бессонницы использовалось множество приемов и ритуалов, направленных на отгон или отпугивание нечистой силы:

• на ночь подкладывали под подушку предметы-обереги (нож, топор, ключ и замок, веретено, гребень и т. п.);
• крестили на ночь окна и двери кочергой либо кочергу оставляли под колыбелью;
• к потолочной балке подвешивали старый веник;
• сметали мусор в четырех углах дома и сыпали его в угол колыбели;
• выставляли за двери перевернутую вверх прутьями метлу.

Надежным отпугивающим средством считались и так называемые «покойницкие» предметы:

• при плохом сне человека окуривали свечой, побывавшей в руках умирающего;
• подкладывали под подушку зуб мертвеца;
• сыпали за ворот рубашки человеку, страдающему бессонницей, песок с заброшенной могилы.

При лечении детской бессонницы часто носили ребенка в курятник или в загон для свиней. Когда вечером куры уже сидят на насесте, мать с младенцем заходит в курятник, бросает кусок хлеба и говорит: «Курочки-рябочки, возьмите хлеб-соль, а Мариночке дайте сон!» — Полесье.

Заговорные формулы сопровождали многие магические приемы от бессонницы, их произносили, поднося ребенка к окну, печи, вынося его во двор, при входе в курятник или свинарник, на мусорной куче, на перекрестке дорог, под деревом. С просьбой забрать бессонницу и отнести ее в далекие места, в пустые горы, где петух не поет, где собаки не лают и т. п., обращались к заре, вечеру, звездам, месяцу, к дубу, березе, вербе, к лесным зверям, птицам. Часто их просили забрать бессонницу, а взамен дать спокойный сон:

«Заря-заряница, красная девица! Возьми бессонницу, а младенцу дай сон и доброе здоровье».

В других заговорах пытались воздействовать на самих духов — виновников бессонницы:
• их уговаривали оставить ребенка в покое: «Шитуха-бытуха, полу-ношница, не играй с моим малышом, а играй с ветрами, с мышами за печкой» — с.-рус.;
• заключали с ними договор: «У меня есть сын, у тебя — дочка, давай посватаемся, побратаемся: на моего сына сонливицы и спячки, а на твою дочку плаксивицы и неспячки» — укр.;
• старались отогнать от дома: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные леса от младенца» — с.-рус.;
• высказывали в их адрес прямые угрозы: «Глаза тебе выколю, зубы поломаю!» или «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — ю.-слав.
00-00-000-000.jpg Смотри также:

Нечистая сила

Бес

Домовой

Лесная баба

Ведьмы

Богинка

Вилы

Оберег

• Веник

Метла

————

• Кочерга

Библиография

SMESВиноградова Л. Н., Бессонница // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002. С. 36-37
Виноградова Л. Н., Заговорные формулы от детской бессонницы // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Заговор. М., 1993. С. 153—164 < SMES

Примечания и комментарии