Вара: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Поздние пехлевийские тексты расходятся в локализациях Вара, помещая ее то на небеса, то под землю, то есть в потусторонний мир, скорее в духе «Ригведы», нежели собственно «Авесты». | Поздние пехлевийские тексты расходятся в локализациях Вара, помещая ее то на небеса, то под землю, то есть в потусторонний мир, скорее в духе «Ригведы», нежели собственно «Авесты». | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 17:52, 3 июня 2023
В иранской мифологии убежище, обитель праведников. Во второй главе «Видевдата» Вара описана как квадратное ограждение со стороной «в лошадиный бег», возведённое культурным героем Йимой по предписанию Ахурамазды в стране Арйана Вэджа, мифической прародине иранского народа. В этом сооружении все живые существа, люди и животные, были спасены от чудовищной зимы, насланной богом, и всеобщего потопа. Мотив квадратного ограждения, внутри которого упорядочен мир, противопоставленный силам хаоса и смерти, прослеживается в некоторых индоевропейских традициях:
Особо близкий Вара образ — квадратная «обитель Ямы» в «Ригведе»[1]: это тоже обитель блаженных, средоточие бессмертия, но не на земле, а в загробном мире. Поздние пехлевийские тексты расходятся в локализациях Вара, помещая ее то на небеса, то под землю, то есть в потусторонний мир, скорее в духе «Ригведы», нежели собственно «Авесты». |
См. также: |
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
Dumйzil G., La sabha de Yama, «Journal Asiatique», 1965, t. 253, No 2 < MNME
Примечания и комментарии
- ↑ РВ 9, 113, 7 — 8