Лайма: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
В латышских народных песнях Лайма связана и с солнцем. | В латышских народных песнях Лайма связана и с солнцем. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 19:41, 4 июня 2023
В восточнобалтийской мифологии богиня счастья и судьбы; покровительница родов, охранительница коров и т. п. Лайма предсказывает будущее, иногда она действует вместе с Деклой и Картой, наподобие трёх парк. У литовцев Лайма как счастье и жизнь противопоставляется Гильтине, несчастью и смерти[1]: считалось, что к новорождённому приходят две женщины — Лайма и Гильтине. Лайма помогает скромным девушкам выбрать жениха, сшить свадебное платье, ведёт жениха и невесту на свадьбу. У латышей Лайма оберегает беременных женщин, стелет им сотканную ею простыню, чтобы роды были удачными. Лайма подкладывает платок каждому новорождённому, что предопределяет его счастливую жизнь. В ряде мотивов Лайма чередуется с девой Марией, а иногда и с Марей («Милая Маря, Лайма коров»). По народной традиции, Лайма, как и святая Мария, — дочь бога (Диеваса). Согласно сообщению М. Преториуса (XVII в.), Лайма наряду с Окопирмсом и Перкунасом относится к небесным богам. В латышских народных песнях Лайма связана и с солнцем. |
См. также: |
Литература
- Иванов В. В., Tопоров B. Н. Одноимённая статья в MNME
- Вiezais H., Die Hauptgцttinen der alten Letten, Uppsala, 1955 < MNME
- Velius N., Mitines lietuviu sakmiu, butybes, Vilnius, 1977 < MNME
- Laumiu dovanos. Lietuviu mitologines sakmйs, Vilnius, 1979 < MNME
Примечания и комментарии
- ↑ Ср. славянские представления о Доле — Недоле