Иггдрасиль: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:00-03-722-000.jpg|200px| | | + | [[Файл:00-03-722-000.jpg|200px| |]] |
:[[Германо-скандинавская мифология]] | :[[Германо-скандинавская мифология]] | ||
Иггдрасиль — ''др.-исл.'' Iggrasill | Иггдрасиль — ''др.-исл.'' Iggrasill |
Текущая версия на 00:14, 5 июня 2023
Иггдрасиль — др.-исл. Iggrasill
В скандинавской мифологии древо мировое — гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы. И. определяет «вертикальную проекцию» пространственной модели мира скандинавской мифологии, соединяя различные миры (небо, землю, подземный мир). Характеристика И. содержится в «Старшей Эдде» («Прорицание вёльвы» 2, 19, 28 и др., «Речи Гримнира» 31 и след.), а также в «Младшей Эдде». Вёльва (провидица) (в строфе 2) называет И. miotvid maeran (то есть «древо меры, прекрасное» или «знаменитое»). Она упоминает девять миров и соответствующие им девять ividi. Это слово переводят по-разному: «деревянный инвентарь», «тисовые деревья», «корни», «широкие», «лес». Учитывая сибирские параллели, следует это слово скорее всего переводить как древесную опору, основу, «костяк» каждого из девяти миров.
На вершине И. сидит мудрый орёл, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни И. гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») — своеобразный посредник между «верхом» и «низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья И. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы. Три корня И. простираются, согласно «Старшей Эдде», в царство мёртвых, к великанам и людям или, согласно «Младшей Эдде», — к богам (асам), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму (страна мрака). Согласно «Младшей Эдде», у И. находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд («судьба»?), источник Мимира, Хвергельмир («кипящий котёл»). «Младшая Эдда» определённо связывает Урд с небесным корнем, источник Мимира — с великанами и Хвергельмир — с Нифльхеймом. Но естественнее связать один из корней с людьми и с ним Урд, поскольку у этого источника живут норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило. Можно реконструировать и представление о том, что медвяный источник Мимира питает мировое древо, но с другой стороны, сам И. покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле.
Как вечнозелёное древо жизни И. пропитан живительным священным мёдом (см. Мёд поэзии).
И. связан с одинической мифологией. Слово «И.» буквально означает «конь Игга», то есть конь Одина (Игг — другое имя Одина) и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзённый копьём, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчёркивает роль И. как пути, по которому обожествлённый шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой. Возможно, что Один в мифологеме мирового древа вытеснил громовника Тора, поскольку имеются намёки на связи Тора с культом дуба и эти намёки поддерживаются индоевропейскими параллелями. Кроме Одина, с И. тесно связан также страж богов Хеймдалль, который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью. По-видимому, Лерад и Мимамейд (от Мимира, хозяина медвяного источника) — синонимы И. Его культовым эквивалентом были священные столпы — деревья, известные в исторические времена в Швеции и других местах. Северогерманский хронист Адам Бременский (11 в.) сообщает о священном тисе в храмовом комплексе в Упсале (ср. почитание столпа Ирминсуль, соотносимого с богом Ирмином, у саксов, о чём сообщает Видукинд в «Истории саксов», 10 в.).
Литература
- Мелетинский Е. М. Одноимённая статья в MNME
- Holmberg U. (Harva), Der Baum des Lebens, Hels., 1922-23 (Annales Academiae scientiarum fennicae, serja B, t. 16); Pipping H., Eddastudier, Bd 1-4, Hels., 1925-28; Edsman C. M., Aterspeglar voluspб 2:5-8 ett schamanistiskt ritual eller en keltisk aldersvers?, «Arkiv fцr nordisk filologi», 1948, Bd 63, No 1-2.
Ясень Иггдрассил, или Митамейдр - Дерево Вселенной.
"Старшая Эдда" повествует о том, что когда Иггдрассил расцвел, тогда и началось существование Земли — с гигантами, которые затем начали беспощадную битву с богами; Боги, разумеется, победили, возникли понятие Добра и Зла, и т. д.
Скандинавское Космическое Древо, Могучий Ясень, Вечнозеленый
- источник жизни, вечная жизнь, бессмертие.
Под его ветвями боги собираются на совет. Его корни уходят вглубь подземного мира, ствол вертикально проходит через волны, землю и мир людей, объединяя таким образом три мира, ветви его образуют небеса и укрывают Валгаллу. От его корней начинается источник Хвергельмир, от которого берут начало все реки - это земной поток времени. Корни его постоянно подгрызает Нидхегг (Ужасный Грызущий), символизирующий силы зла во вселенной. Конь Одина ощипывает его листья, а среди его ветвей сражаются орел и змея, символизируя вечную борьбу света и тьмы. Белка как причина разлада постоянно воссоздает вражду между этими двумя силами. Четыре оленя среди его ветвей как символы четырех ветров щиплют его листья, которые тут же отрастают снова, и дерево остается вечнозеленым. Среди его ветвей иногда изображается петух как символ солнца и бдительности. Один принес себя в жертву и девять ночей висел на Иггдразиле, символизируя жертвоприношения с целью возврата молодости.