Пань-гуань, божество: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
В поздних народных верованиях и связанных с ними народных картинах Пань-гуань обычно контаминируется с повелителем бесов Чжун Куем, выступая в роли не столько фиксатора судьбы, сколько усмирителя нечисти, спускающегося из небесного дворца на землю. На народных картинах Пань-гуаня обычно рисовали в красном халате с поясом, украшенным нефритом, с магическим мечом с изображением семи звёзд (Большой Медведицы) в руке, замахивающимся на летучую мышь, что истолковывалось как выражение досады по поводу того, что счастье (''кит''. фу<ref>Омоним слова «фу», «летучая мышь».</ref>) пришло слишком поздно. Сочетание гражданского халата с кольчугой, в которую он облачён (признак военного чиновника), означает полное совершенство Пань-гуаня и в гражданских, и в военных делах, его всестороннее могущество. Его изображают то разрубающим мечом чертей, то в виде веселящегося повелителя бесов, коему последние выражают всяческое послушание, ублажая Пань-гуаня: катают его на повозке, угощают вином, танцуют перед ним или разыгрывают пьесы. Существует даже особая разновидность народных картин «у гуй нао Пань» («Пять бесов веселят Пань-гуаня»). Нередко на народных картинах Пань-гуаня рисовали с обнажённым большим животом — символом полного довольства. Вообще изображения Пань-гуань использовались в старом Китае как магическое средство от чертовщины. С этой целью его изображения иногда вешали на створках ворот и дверей, считая, что таким образом можно защитить дом от проникновения нечисти. | В поздних народных верованиях и связанных с ними народных картинах Пань-гуань обычно контаминируется с повелителем бесов Чжун Куем, выступая в роли не столько фиксатора судьбы, сколько усмирителя нечисти, спускающегося из небесного дворца на землю. На народных картинах Пань-гуаня обычно рисовали в красном халате с поясом, украшенным нефритом, с магическим мечом с изображением семи звёзд (Большой Медведицы) в руке, замахивающимся на летучую мышь, что истолковывалось как выражение досады по поводу того, что счастье (''кит''. фу<ref>Омоним слова «фу», «летучая мышь».</ref>) пришло слишком поздно. Сочетание гражданского халата с кольчугой, в которую он облачён (признак военного чиновника), означает полное совершенство Пань-гуаня и в гражданских, и в военных делах, его всестороннее могущество. Его изображают то разрубающим мечом чертей, то в виде веселящегося повелителя бесов, коему последние выражают всяческое послушание, ублажая Пань-гуаня: катают его на повозке, угощают вином, танцуют перед ним или разыгрывают пьесы. Существует даже особая разновидность народных картин «у гуй нао Пань» («Пять бесов веселят Пань-гуаня»). Нередко на народных картинах Пань-гуаня рисовали с обнажённым большим животом — символом полного довольства. Вообще изображения Пань-гуань использовались в старом Китае как магическое средство от чертовщины. С этой целью его изображения иногда вешали на створках ворот и дверей, считая, что таким образом можно защитить дом от проникновения нечисти. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: |
:[[Китайская мифология]] | :[[Китайская мифология]] | ||
:[[Пань-гуань, божества свиты Янь-вана|Пань-гуань]] | :[[Пань-гуань, божества свиты Янь-вана|Пань-гуань]] |
Текущая версия на 04:29, 5 июня 2023
В поздней китайской народной мифологии божество, ведающее судьбами людей. Часто рассматривается как помощник бога города — Чэн-хуана. Предполагается, что Чэн-хуан творит суд над душами умерших, а Пань-гуань — над душами живых людей. Его статуи ставились в храмах Чэн-хуана как главного исполнителя приказаний бога города. По традиции считается, что в качестве Пань-гуаня обожествлён учёный Цуй Цзюэ, правитель области, ставший впоследствии министром церемоний, а после смерти — Пань-гуанем. Согласно преданию, основное знаменитое деяние Пань-гуаня — продление жизни танского императора Тай-цзуна. Пань-гуань исправил единицу на тройку в записи о сроке жизни Тай-цзуна, и благодаря этому император прожил лишние 20 лет. В поздних народных верованиях и связанных с ними народных картинах Пань-гуань обычно контаминируется с повелителем бесов Чжун Куем, выступая в роли не столько фиксатора судьбы, сколько усмирителя нечисти, спускающегося из небесного дворца на землю. На народных картинах Пань-гуаня обычно рисовали в красном халате с поясом, украшенным нефритом, с магическим мечом с изображением семи звёзд (Большой Медведицы) в руке, замахивающимся на летучую мышь, что истолковывалось как выражение досады по поводу того, что счастье (кит. фу[1]) пришло слишком поздно. Сочетание гражданского халата с кольчугой, в которую он облачён (признак военного чиновника), означает полное совершенство Пань-гуаня и в гражданских, и в военных делах, его всестороннее могущество. Его изображают то разрубающим мечом чертей, то в виде веселящегося повелителя бесов, коему последние выражают всяческое послушание, ублажая Пань-гуаня: катают его на повозке, угощают вином, танцуют перед ним или разыгрывают пьесы. Существует даже особая разновидность народных картин «у гуй нао Пань» («Пять бесов веселят Пань-гуаня»). Нередко на народных картинах Пань-гуаня рисовали с обнажённым большим животом — символом полного довольства. Вообще изображения Пань-гуань использовались в старом Китае как магическое средство от чертовщины. С этой целью его изображения иногда вешали на створках ворот и дверей, считая, что таким образом можно защитить дом от проникновения нечисти. |
См. также:
|
Литература
- Рифтин Б. Л. Одноимённая статья в MNME
- Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 220-24 < MNME
- Werner E. Т. С., A dictionary of Chinese mythology, L., 1932, с. 98-99, 355 < MNME
Примечания и комментарии
- ↑ Омоним слова «фу», «летучая мышь».