Хариты: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>=== | ===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>=== | ||
*изящество, юная красота и прелесть; | *изящество, юная красота и прелесть; | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-432-000.jpg|200px| Грации. В. Картари, 1647 г. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-432-000.jpg|200px| Грации. В. Картари, 1647 г.]] См. также: |
:[[Греческая мифология]] | :[[Греческая мифология]] | ||
---- | ---- | ||
Строка 77: | Строка 77: | ||
По мере развития искусства, одеяние их делалось все легче, пока при Праксителе совсем не было снято. Говорят, что | По мере развития искусства, одеяние их делалось все легче, пока при Праксителе совсем не было снято. Говорят, что | ||
− | :*они обнажены, когда хотят, чтобы в них «не было обмана» (Сервий), | + | :* они обнажены, когда хотят, чтобы в них «не было обмана» (Сервий), |
:*одеты в прозрачные туники, когда хотят, «чтобы преимущества были видны» (Сенека). | :*одеты в прозрачные туники, когда хотят, «чтобы преимущества были видны» (Сенека). | ||
Позднейшее греческое искусство изображало Граций в виде группы трех обнимающих друг друга стройных, цветущих девушек. Обычно они показаны так, что две крайние обращены к зрителю лицом, а средняя — спиной, с головой, повернутой вполоборота. Эта античная композиция копировалась в эпоху Ренессанса и Канова взял её за основу совей знаменитой статуи, сделав характерной. | Позднейшее греческое искусство изображало Граций в виде группы трех обнимающих друг друга стройных, цветущих девушек. Обычно они показаны так, что две крайние обращены к зрителю лицом, а средняя — спиной, с головой, повернутой вполоборота. Эта античная композиция копировалась в эпоху Ренессанса и Канова взял её за основу совей знаменитой статуи, сделав характерной. | ||
Строка 93: | Строка 93: | ||
*Роберт, «De Gratiis atticis» (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877) | *Роберт, «De Gratiis atticis» (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877) | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-03-357-000.jpg|200px| Гермес и Харита. Деталь рельефа с острова Тасос. Ок. 480 г. до н. э. | + | [[Файл:00-03-357-000.jpg|200px| Гермес и Харита. Деталь рельефа с острова Тасос. Ок. 480 г. до н. э.]] [[Файл:00-00-156-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Гармония (Три Грации)]] [[Файл:00-00-539-000.jpg|200px| Боттичелли Сандро. Джованна Торнабуони с Венерой и Грациями. пос. четв. XV в.]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Греческая мифология]] | [[Категория:Греческая мифология]] |
Версия 19:37, 5 июня 2023
В греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Xариты — дочери Зевса и океаниды Эвриномы (вариант: Гелиоса и Эглы[1]), прекрасные видом. Их имена:
Имена харит, их происхождение и число в вариантах мифов различны:
В мифах о харитах заметна их связь с вегетативными силами природы и упорядочением человеческой жизни, трудовой и художественной деятельностью. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение, как и в Афинах перед входом в акрополь[6]. Xаритам соответствуют римские грации. Римское (теперь общеупотребительное) название греческих харит. Спутницы нескольких богинь с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Как и многие мифосимволические женские персонажи, представлены тремя образами. Происхождение, имена и число граций по разным авторам различны. Их называют дочерьми:
Гомер не называет их имен и числа; в Илиаде упоминается о Пазифее, как «одной из младших харит». По Гесиоду[7], которому вторит Пиндар, их было три:
Павс(з)аний говорит, что в некоторых местностях Греции были только две Грации. Принадлежа к кругу бессмертных, грации не обладают рангом богов ???. Как богини прелести и красоты, принадлежат к свите
Они призваны возбуждать в юных девушках любовь и вообще доставлять радость людям. Распространяемое ими веселье относится не к чувственной, но духовной жизни. Наслаждение музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают, благодаря им, особую прелесть и красоту. Поэты говорят, что не желали бы видеть Афродиту или муз без Граций. Пластическое искусство также находится под покровительством Граий: у Гомера одна из харит названа женой Гефеста. По преданию служение харитам введено в Беотии царем Этеоклом и отсюда перешло на Геликон и в другие области Греции. Их храмы находились почти во всех значительных городах, устраивались праздники в их честь, например в Орхомене, где состязались певцы и поэты. В Риме грации не были предметом религиозного культа, но вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты. Наделяются разным смыслом.
|
См. также:
|
Античность
В неоплатонизме они символизируют три фазы любви:
- красота;
- возбуждающая желание (любовь),
- удовлетворение (удовольствие);
Сенека видит в них[8] тройственный аспект щедрости:
- оказание благодеяния — отдавать;
- получение благодеяния — получать;
- оплата благодеяния — вознаграждать.
Христианство
В средневековом искусстве — это Милостыня, Красота и Любовь.
Эмблематика
В эмблематике они обозначаются как:
- Castitas — Целомудрие;
- Pulchritude — Красота;
- Amor — Любовь.
Искусство
В глубокой древности, статуями Граций были лишь голые камни. В орхоменском храме почитались посвященние им и упавшие по преданию с неба камни.
Затем их изображали в одежде: золотая статуя Граций в храме Эвменид (Смирна), мраморный рельеф, стоявший при входе в Акрополь (копии в Ватикане, Афинах и др.).
По мере развития искусства, одеяние их делалось все легче, пока при Праксителе совсем не было снято. Говорят, что
- они обнажены, когда хотят, чтобы в них «не было обмана» (Сервий),
- одеты в прозрачные туники, когда хотят, «чтобы преимущества были видны» (Сенека).
Позднейшее греческое искусство изображало Граций в виде группы трех обнимающих друг друга стройных, цветущих девушек. Обычно они показаны так, что две крайние обращены к зрителю лицом, а средняя — спиной, с головой, повернутой вполоборота. Эта античная композиция копировалась в эпоху Ренессанса и Канова взял её за основу совей знаменитой статуи, сделав характерной.
Атрибуты Граций (в искусстве) неопределенны:
- цветы (чаще всего) роза — красота;
- лилия — символ лита ???;
- мирт — любовь;
- яблоко,
- музыкальные инструменты;
- игральная кость (иногда).
Литература
- Тахо-Годи А. А. Одноимённая статья в MNME
- Краузе, «Die Musen, Grazien und Horen» (1871)
- Роберт, «De Gratiis atticis» (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877)