Хариты: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 48: Строка 48:
 
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>===
 
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>===
 
*изящество, юная красота и прелесть;
 
*изящество, юная красота и прелесть;
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-432-000.jpg|200px| Грации. В. Картари, 1647 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-432-000.jpg]] См. также:
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-432-000.jpg|200px| Грации. В. Картари, 1647 г.]] См. также:
 
:[[Греческая мифология]]
 
:[[Греческая мифология]]
 
----
 
----
Строка 77: Строка 77:
  
 
По мере развития искусства, одеяние их делалось все легче, пока при Праксителе совсем не было снято. Говорят, что
 
По мере развития искусства, одеяние их делалось все легче, пока при Праксителе совсем не было снято. Говорят, что
:*они обнажены, когда хотят, чтобы в них «не было обмана» (Сервий),
+
:* они обнажены, когда хотят, чтобы в них «не было обмана» (Сервий),
 
:*одеты в прозрачные туники, когда хотят, «чтобы преимущества были видны» (Сенека).
 
:*одеты в прозрачные туники, когда хотят, «чтобы преимущества были видны» (Сенека).
 
Позднейшее греческое искусство изображало Граций в виде группы трех обнимающих друг друга стройных, цветущих девушек. Обычно они показаны так, что две крайние обращены к зрителю лицом, а средняя — спиной, с головой, повернутой вполоборота. Эта античная композиция копировалась в эпоху Ренессанса и Канова взял её за основу совей знаменитой статуи, сделав характерной.
 
Позднейшее греческое искусство изображало Граций в виде группы трех обнимающих друг друга стройных, цветущих девушек. Обычно они показаны так, что две крайние обращены к зрителю лицом, а средняя — спиной, с головой, повернутой вполоборота. Эта античная композиция копировалась в эпоху Ренессанса и Канова взял её за основу совей знаменитой статуи, сделав характерной.
Строка 93: Строка 93:
 
*Роберт, «De Gratiis atticis» (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877)
 
*Роберт, «De Gratiis atticis» (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877)
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
[[Файл:00-03-357-000.jpg|200px| Гермес и Харита. Деталь рельефа с острова Тасос. Ок. 480 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-357-000.jpg]] [[Файл:00-00-156-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Гармония (Три Грации)|ссылка=Special:FilePath/00-00-156-000.jpg]] [[Файл:00-00-539-000.jpg|200px| Боттичелли Сандро. Джованна Торнабуони с Венерой и Грациями. пос. четв. XV в.|ссылка=Special:FilePath/00-00-539-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-357-000.jpg|200px| Гермес и Харита. Деталь рельефа с острова Тасос. Ок. 480 г. до н. э.]] [[Файл:00-00-156-000.jpg|200px| Бальдунг Ханс. Гармония (Три Грации)]] [[Файл:00-00-539-000.jpg|200px| Боттичелли Сандро. Джованна Торнабуони с Венерой и Грациями. пос. четв. XV в.]]  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
 
[[Категория:Греческая мифология]]
 
[[Категория:Греческая мифология]]

Версия 19:37, 5 июня 2023

хариты < греч. χαριτες << chairein — «радоваться», «здравствовать»; xari — «милость», «доброта»
грации < лат. gratiae <<

В греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Xариты — дочери Зевса и океаниды Эвриномы (вариант: Гелиоса и Эглы[1]), прекрасные видом. Их имена:

  • Аглая — «сияющая»,
  • Евфросина — «благомыслящая»,
  • Талия — «цветущая»[2].

Имена харит, их происхождение и число в вариантах мифов различны:

  • Гомер знает одну хариту, супругу Гефеста[3] или некую младшую из харит — Пасифею, обещанную Герой в жёны богу сна[4].
  • Известны имена двух харит — Клета («желанная») и Фаенна («сияющая»), а также одна харита — Пейто («убеждение»).
  • Иногда хариты совмещают с го́рами, именуя их — Ауксо («приумножающая»), Карпо («плодоносящая»), Талло («цветение»), Гегемона («руководительница»)[5].

В мифах о харитах заметна их связь с вегетативными силами природы и упорядочением человеческой жизни, трудовой и художественной деятельностью. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение, как и в Афинах перед входом в акрополь[6].

Xаритам соответствуют римские грации.


Римское (теперь общеупотребительное) название греческих харит.

Спутницы нескольких богинь с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Как и многие мифосимволические женские персонажи, представлены тремя образами.

Происхождение, имена и число граций по разным авторам различны. Их называют дочерьми:

  • Зевса и Геры,
  • Зевса и Эвриномы (океаниды, дочери Посейдона),
  • Гелия и Айглы,
  • Бахуса и Афродиты.

Гомер не называет их имен и числа; в Илиаде упоминается о Пазифее, как «одной из младших харит».

По Гесиоду[7], которому вторит Пиндар, их было три:

  • Аглая (блеск);
  • Талия (цветущая, цветущее счастье);
  • Ефросина (Евфросина, Эвфрозина) (благомыслие, радостное настроение, веселье).

Павс(з)аний говорит, что в некоторых местностях Греции были только две Грации.

Принадлежа к кругу бессмертных, грации не обладают рангом богов ???. Как богини прелести и красоты, принадлежат к свите

  • Афродиты (Венеры);
  • Аполлона;
  • сопровождают Пейфо (богиню убеждения)
  • ~ Гермеса;
  • часто они составляют общество музам
  • связаны также с го́рами (орами).

Они призваны возбуждать в юных девушках любовь и вообще доставлять радость людям. Распространяемое ими веселье относится не к чувственной, но духовной жизни. Наслаждение музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают, благодаря им, особую прелесть и красоту. Поэты говорят, что не желали бы видеть Афродиту или муз без Граций. Пластическое искусство также находится под покровительством Граий: у Гомера одна из харит названа женой Гефеста.

По преданию служение харитам введено в Беотии царем Этеоклом и отсюда перешло на Геликон и в другие области Греции. Их храмы находились почти во всех значительных городах, устраивались праздники в их честь, например в Орхомене, где состязались певцы и поэты.

В Риме грации не были предметом религиозного культа, но вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты.

Наделяются разным смыслом.

Основные значения:

  • изящество, юная красота и прелесть;
Грации. В. Картари, 1647 г. См. также:
Греческая мифология

Трехликость

Античность

В неоплатонизме они символизируют три фазы любви:

  • красота;
  • возбуждающая желание (любовь),
  • удовлетворение (удовольствие);

Сенека видит в них[8] тройственный аспект щедрости:

  • оказание благодеяния — отдавать;
  • получение благодеяния — получать;
  • оплата благодеяния — вознаграждать.

Христианство

В средневековом искусстве — это Милостыня, Красота и Любовь.

Эмблематика

В эмблематике они обозначаются как:

  • Castitas — Целомудрие;
  • Pulchritude — Красота;
  • Amor — Любовь.

Искусство

В глубокой древности, статуями Граций были лишь голые камни. В орхоменском храме почитались посвященние им и упавшие по преданию с неба камни.

Затем их изображали в одежде: золотая статуя Граций в храме Эвменид (Смирна), мраморный рельеф, стоявший при входе в Акрополь (копии в Ватикане, Афинах и др.).

По мере развития искусства, одеяние их делалось все легче, пока при Праксителе совсем не было снято. Говорят, что

  • они обнажены, когда хотят, чтобы в них «не было обмана» (Сервий),
  • одеты в прозрачные туники, когда хотят, «чтобы преимущества были видны» (Сенека).

Позднейшее греческое искусство изображало Граций в виде группы трех обнимающих друг друга стройных, цветущих девушек. Обычно они показаны так, что две крайние обращены к зрителю лицом, а средняя — спиной, с головой, повернутой вполоборота. Эта античная композиция копировалась в эпоху Ренессанса и Канова взял её за основу совей знаменитой статуи, сделав характерной.

Атрибуты Граций (в искусстве) неопределенны:

  • цветы (чаще всего) роза — красота;
  • лилия — символ лита ???;
  • мирт — любовь;
  • яблоко,
  • музыкальные инструменты;
  • игральная кость (иногда).

Литература

  • Тахо-Годи А. А. Одноимённая статья в MNME
  • Краузе, «Die Musen, Grazien und Horen» (1871)
  • Роберт, «De Gratiis atticis» (в "Commentationes in honorem Mommsenb 1877)

Иллюстрации

Гермес и Харита. Деталь рельефа с острова Тасос. Ок. 480 г. до н. э. Бальдунг Ханс. Гармония (Три Грации) Боттичелли Сандро. Джованна Торнабуони с Венерой и Грациями. пос. четв. XV в.

Примечания и комментарии

  1. Paus. IX 35, 5
  2. Неs. Theog. 907—911
  3. Hom. Il. XVIII 382—392
  4. XIV 267—269
  5. Paus. IX 35, 1-2
  6. Paus. IX 35, 3
  7. «Теогония», 905
  8. «О благодеяниях», 1. 3:2