Менора: различия между версиями
м (Замена текста — «Мировое дерево» на «Древо мировое») |
м |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
*семь первородных сил божественного (нашли своё отражение в библейском сказании о семи днях сотворения) | *семь первородных сил божественного (нашли своё отражение в библейском сказании о семи днях сотворения) | ||
*единая Церковь, семь религиозных братств Малой Азии (в иудаизме или христианстве ?). | *единая Церковь, семь религиозных братств Малой Азии (в иудаизме или христианстве ?). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-615-000.jpg|200px| | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-615-000.jpg|200px|]] См. также: |
:[[Светильники]] | :[[Светильники]] | ||
---- | ---- |
Текущая версия на 19:51, 5 июня 2023
Стояла в храме в Иерусалиме; первоначально на ветвях светильников размещались лампадки, позднее часто использовались восковые свечи. Была вывезена как трофей после завоевания Иерусалима римлянами (рельеф на Титовой арке римского Форума). Своими растительными атрибутами менора, вероятно, указывает на образ мирового (космического) дерева Древа Света. Предполагается, что его ствол соотносится с Осью Мира, а светильники с планетами древности. Лампады светильника имели форму миндаля, потому что завязь плодов миндального дерева образуется еще до появления листвы, подобно тому, как священство несет «плоды» Слова Божьего, предшествовавшего появлению всего сущего. Освещает церковникам откровения Бога, сокрытые от обычного человека. Только истинным посвященным позволяется видеть свет, глубоко сокрытый в Священном Писании.
|
См. также:
|
Иудаизм
Светильники в честь праздника ханукка у евреев имеют восемь свечей; центральная ветвь, или стебель, не содержит источника света, но часто несет фигуру (например, Юдифь с головой Олоферна). Девятая ветвь несет свечу «Шамаш» (служитель света, также имя вавилонского бога Солнца), с помощью которой зажигаются другие свечи.
Христианство
В сфере христианства особенно пышно оформляется большой подсвечник пасхальной свечи, например в Хильдесхеймском кафедральном соборе (1015 г.).
Не исключено, что через иудейско-хазарское царство такие светильники проникли в различные народные секты на Руси.
Магия
Семисвечники нередко использовали во время священных занятий и встреч маги Западной и Средней Европы. [bdgs]
Геральдика
Основной элемент герба государства Израиль.
Искусство
В средневековом искусстве она часто выступает эмблемой еврейства.
Ad vocem
«Светильник — это световое дерево, которое расцветает высшим светом. Свет достигает своими лучами Бога, и все другие источники посылают ему лучи, чтобы в нем раствориться… Это — менора, которая, согласно преданию, во времена героических Маккавеев, в праздник освящения Второго храма горела в течение восьми дней — хотя она питалась только маленьким кувшином масла, которое было найдено в целости и неприкосновенности».
- Де Фриз, 1986 г.
Иллюстрации
- Иудейский семисвечный канделябр.
- Еврейская менора, олицетворяющая Солнце, Луну и главные планеты, сияющие во тьме хаоса и превратностей жизни. (Иллюстрация из Библии, XII чек.)
- Менора с семью ветвями. Каменный рельеф синагоги в Приене, ок. 300 г. (Свиток Торы на треножнике).
- Зажигание субботнего, светильника. Еврейская гравюра на дереве, ок. 1680 г.