Кот: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
м
 
Строка 275: Строка 275:
 
*Древнеегипетская мумия кота из Абидоса — символ защитs и благосклонyостb Великой Матери Изиды и Богини Луны Баст
 
*Древнеегипетская мумия кота из Абидоса — символ защитs и благосклонyостb Великой Матери Изиды и Богини Луны Баст
 
*Э. Tonceлл. История четвероногих животных, 1658 г.
 
*Э. Tonceлл. История четвероногих животных, 1658 г.
[[Файл:00-02-783-000.jpg|200px| Статуя богини Бастет в образе кошки. После 660 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-02-783-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-783-000.jpg|200px| Статуя богини Бастет в образе кошки. После 660 г. до н. э.]]  
[[Файл:00-03-616-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-03-616-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-616-000.jpg|200px| ]]  
[[Файл:00-02-941-000.jpg|200px| Египеская богиня Баст с головой кошки|ссылка=Special:FilePath/00-02-941-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-941-000.jpg|200px| Египеская богиня Баст с головой кошки]]  
[[Файл:00-02-928-000.jpg|200px| Ра в образе кота убивает змея Апопа (Апофиса) у священного дерева. Виньетка из «Папируса Хунефера», ок. 1300 г. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-02-928-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-928-000.jpg|200px| Ра в образе кота убивает змея Апопа (Апофиса) у священного дерева. Виньетка из «Папируса Хунефера», ок. 1300 г. до н. э.]]  
[[Файл:00-03-504-000.jpg|200px| Кот как солнечное животное, атакует (относящуюся к водной стихии) несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-504-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-504-000.jpg|200px| Кот как солнечное животное, атакует (относящуюся к водной стихии) несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э.]]  
[[Файл:00-03-504-001.jpg|200px| Кот как солнечное животное, атакует (относящуюся к водной стихии) несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-504-001.jpg]]
+
[[Файл:00-03-504-001.jpg|200px| Кот как солнечное животное, атакует (относящуюся к водной стихии) несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э.]]  
[[Файл:00-04-514-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-04-514-000.jpg]]
+
[[Файл:00-04-514-000.jpg|200px| ]]  
  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
 
[[Категория:Животные]]
 
[[Категория:Животные]]

Текущая версия на 07:47, 6 июня 2023

кот, кошка

Matou Chat mâle.

[ghhe]

Félin Qui tient du chat, qui en a la souplesse. Léopard, le plus souvent, mais aussi le Tigre, la Panthère, le Chat.

[ghhe]

Домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с собакой. Ее одомашнивание произошло ок. 2000 до н. э. в Египте на основе нубийской светло-желтой кошки (короткохвостая тростниковая кошка была известна там ещё раньше). Позднее кошки из Египта пришли в Грецию и Рим.

В ряде мифологических традиций образ кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня.

В мифах о герое-змееборце различных традициях кот может выступать:

  • собственно змееборцем;
  • его воплощением — в кота, например, превращается герой одноименной белорусской сказки Иван Попялов;
  • помощником змееборца;
  • иногда кот-змееборец инвертируется в противника змееборца как воплощение или помощник змея, например, в ряде литовских мифологических текстов.

Функции змееборца и его противника соединяются в сказке о Воле Воловиче. Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.

Известны мотивы как превращения кота в человека, так и обратного превращения, а также совмещения в персонаже человеческих и кошачьих элементов. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение «кошачьих» поименований в фольклоре (имена типа брат Ивана Царевича Кот Котович, Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п.) и ономастике.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

В низшей мифологии кот выступает воплощением или помощником (член свиты) чёрта, нечистой силы. В ряде традиций наделяется чертами вампиризма. Негативная оценка кошки во многих культурах связана с агрессивной установкой по отношению к женщине.

Основные значения:

  • Солнце, Луна, изменчивость светила (сила Солнца, фазы Луны) — способность изменять форму зрачка;
  • женственность, грация, изящество
  • самостоятельность, свобода, своеволие, независимость, переменчивость
  • обман, обманчивость, хитрость, лукавство, двуличность
  • изворотливость, неуловимость, живучесть (девять жизней)
  • лень, желание, похотливость, жестокость
  • ночь, тьма, колдовство, ведьма, нечистая сила
  • несчастье, зло, смерть — чёрного цвета

00-00-000-000.jpg

См. также:

Животные
Кот в геральдике

Ра
Апоп
Аэлурус
Исида
Баст
Тефнут
Сехмет
Диана
Фрейя
Перкунас
Домовой
Дух-обогатитель
Сатана
Нечистая сила

Кошачий глаз
Солнце
Луна
Заяц
Медведь
Лев
Тьма
Похоть
Крыса
Мышь
Ночь
Женщина
Ведьма

Египет

Прообраз «большой кошки, которая в Гелиополе», скорее всего, не домашняя, а короткохвостая тростниковая кошка, живущая в зарослях дельты.

Как соперник змеи кот выступает животным Солнца, одной из ипостасей Ра [1], почитаемой в образе «большого кота» May. Согласно «Книге мёртвых» он сражает у дерева ишед в Гелиополе змея Ими-Ухенеф / змея Апопа, пытающегося опрокинуть солнечную лодку.

В период Нового царства кот считается формой олицетворения бога Солнца, а кошка отождествляется с глазом солнца. Солнечное значение имеет фигура кошки, у которой на груди нарисован скарабей (символ восходящего солнца).

Особое значение кошка приобретает в своей одомашненной форме, которая утверждается с XI-й династии (древнейшее изображение домашней кошки относится ко II-му тыс. до н. э.). Ассоциируется с Луной, символом которой выступает кошка Аэлурус. Олицетворяет беременных женщин, так как Луна позволяет семени расти в утробе.

Посвящена богиням Исиде и Баст. В храме последней в Бубастисе богине приносились в дар многочисленные фигурки кошек, а убийство или нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, могли караться смертью. Захоронения кошек в Бубастисе и Бени-Хасане датируются кон. XV — нач. XIV вв. до н. э.

Отождествление Баст с богинями-львицами (Тефнут и Сехмет) и с Исидой обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности. Жители Фив называли кошку Владычицей неба.

Дополнительное значение имеет окрас кошки: так чёрный кот ассоциируется с мраком и смертью и посвящен.

Широко распространены сатирические папирусы, изображающие «перевернутый мир», в котором мыши на боевых колесницах ведут войну против обосновавшихся в крепости кошек.

Античность

Кот — атрибут и спутник лунной Дианы, сидящий у ног богини.

Северная традиция

У кельтов кот — хтоническая сила, погребальный символ и символ злых, часто приносились в жертву.

У скандинавов — атрибут Фрейи, скачущей в повозке, запряженной кошками.

Балтия

В ряде литовских мифологических текстов в виде кота иногда выступает противник змееборца: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня).

В латышской фольклорно-мифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного кота, старающегося спрятаться около человека.

Славяне

Кошка оценивается неоднозначно: и как чистое животное, и как нечистое. Говорят: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот». По болгарским поверьям, кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Поверья объясняют происхождение кошки как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери. В легенде о всемирном потопе кошка спасает Ноев ковчег: затыкает хвостом дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом.

Убивать кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Считается, что если человек будет спать с кошкой, у него помутится рассудок. Опасно везти кошку лошадьми, потому что лошадь от этого сохнет. Кошку запрещено впускать в церковь. Кошке и собаке нельзя давать есть пищу, освященную в церкви. Однако у поляков на Пасху им иногда специально давали освященного хлеба с маслом. Этот обычай объясняется народным представлением, что люди имеют хлеб благодаря кошке и собаке: согласно распространенной легенде о хлебном колосе, за непочтительное отношение к хлебу люди ныне пользуются хлебом, который Бог оставил только на долю кошек и собак. Плохая примета, если кошка (любая, не только черная) перебежит дорогу или встретится в пути. Охотнику и рыбаку встреча с кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).

В облике черной кошки часто представляют нечистую силу. В то же время кошка, как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. В виде кошки показывается смерть маленьким детям. В черной кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти».

Русские верят, что черные кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако считают и опасным присутствие их в доме во время грозы. Это объясняется поверьем, что во время грозы Бог старается поразить черта молнией, а черт прячется от Бога, обращаясь в кошку, собаку или другое животное. У украинцев известен рассказ о том, как лесник во время грозы увидел черную кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей. После этого ему во сне явился св. Георгий и сказал, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.

Кошке присущи черты домашнего покровителя. Присутствие ее в доме благоприятно сказывается на хозяйстве и скоте.

Верят, что счастье в дом приносит краденая кошка. А в несчастливом доме кошки не водятся. При переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом кошку сажают на печь рядом с дымоходом, то есть туда, где, по распространенным поверьям, обитает домовой. Нередки рассказы и о домовом, который обращается в кошку.

К. используют в народной магии и медицине. Верят, например, что у черной кошки или кота имеется чудодейственная кость. Если добыть ее, она сможет сделать человека невидимым или наделит его способностью все знать. Тот, кто в полночь на перекрестке дорог наколет такой костью себе палец и подпишется кровью, получит себе в услужение черта-домового, который будет приносить в дом краденые деньги, зерно, молоко от чужих коров и т. д. (см. Дух-обогатитель). В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой кошкой. Чтобы уберечься от холеры, проводили вокруг села борозду маленьким плугом, в который запрягали кошку, собаку и петуха, непременно черных. Опухшее вымя коровы лечили, царапая по нему когтями домашней кошки. Ребенка, больного чахоткой, купали в купели вместе с черной кошкой, чтобы болезнь перешла на кошку. От насморка следовало нюхать дым обжигаемого кошачьего хвоста. Белую кошачью шерсть использовали как средство от ожога.

По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому образ кота, как и зайца, часто встречается в колыбельных песнях. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. Представление о родстве кошки и зайца отмечено у сербов, считающих, что заяц произошел от кошки.

В народной культуре кошка выступает символическим аналогом медведя, а собака — волка. В восточнославянских сказках, в русских и лужицких быличках нечистая сила, напуганная медведем (черт, кикимора, водяной и т. п.), называет его «кошкой». У русских крестьян известен способ вызывать с помощью кошки лесного духа — «боровика», имеющего медвежий облик.


Фолклорные и сказочные мотивы:

  • превращение в кота героя-змееборца или победителя чудовища — восточнославянский цикл сказок об Иване-Кошкином сыне[2], белорусская сказка Иван Попялов[3].
  • Вол Волович после каждого своего сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть; герой убивает кота, надевает на себя его шкуру и под видом кота входит к бабе-яге;
  • пушкинская рецепция образа учёного кота, научающего добывать огонь[4].
  • чудовищный Кот-баюн, сидящий на столбе, побивающий весь люд, напускающий неодолимый сон и сказывающий сказки[5].
  • кошка как награда герою за службу[6].

Китай

Кот (мао) как ночное животное относится к принципу инь, ассоциируется с луной (всем, что ее характеризует). Относится к демоническим силам: считается, что белые коты крадут лунный свет и способны ночью превращаться в злых духов, но также и рассеивать их.

Поскольку кот может видеть духов ночи он выступает символом ясновидения.

Встреча с незнакомым котом — не к добру; черный кот — неудача, болезнь.

Япония

Кот рассматривается как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. Символизирует силу трансформации и мирный отдых.

Северная Америка

У индейцев племени пауни(з) дикая кошка выступает символом ловкости и находчивости, а также коварства и воровства.

Южная Америка

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе — злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

Австралия и Океания

Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам. (из ст. Австралийская мифология)

Христианство

Сатана, тьма, похоть и лень.

Известна легенда о «кошке Мадонны» (gatta del la Madonna), которая окотилась в яслях перед рождением Христа. Эта кошка обычно изображается с крестообразной меткой на спине.

Ислам

Считается наделённой магической силой, приносящей удачу и имеющей семь жизней.

Магия

Зло и невезенье.

Один из домашних духов (лат. Spiritus familiaris) и/или ездовых животных ведьм. Колдовской силой наделяются прежде всего черные кошки. Черные коты и псы используются для вызывания дождя, кошачий пепел, рассыпанный на полях, призван уберечь их от вредителей.

Геральдика

«У кошек есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка неунывающа и хитра, чтобы захватить добычу, которая достойна хорошего солдата. Из-за этого старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили кошек в свои гербы как символ свободы[7]».

Эмблематика

Кот и крыса

  • Между нами не может быть верной дружбы.
Символ предостерегает, что следует быть очень осторожными в отношениях с людьми, обладающими противоположным или сильно отличающимся от нашего характером, либо с людьми более сильными, которые могут безнаказанно разрушить наши планы.
EMSI 46-5 с.302

Моя воля — мой закон

Символ тирании и варварской жестокости.
«Когда кошка была дикой, она считалась в своей среде одним из самых свирепых животных».
EMSI 14-15 с.163

Психология

Согласно Эппли, кошка «типично женское животное», животное ночи, «а корни женщины, как известно, глубже уходят в темную, неясную сторону жизни, чем у обычного, наделенного чувством мужчины».

Животное с блестящей шерстью, которое урчит от ласки, но в любой момент может показать когти и потому зачастую воспринимается как враждебно настроенная, агрессивная, опасная.

Чаще всего появляется в снах женщин, предупреждая о тревожной ситуации, либо предлагая осознать кошачьи повадки своей натуры.

Искусство

В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. XVIII в. изображения кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (кот как сатирическое изображение Петра I).

Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти; кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения).

Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) XIX—XX вв.


Сьюзан Херберт - реплики классических картин с кошечками.

Ad vocem

Ad notanda

Черновые материалы

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Гура А. В. Одноимённая статья в SMES
  • Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. l, N. Y., 1972, p. 197-98 < SMES
  • Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols. pt 1, N. Y., 1962, p. 296-98 < SMES
  • KERL −194

Иллюстрации

  • Древнеегипетская мумия кота из Абидоса — символ защитs и благосклонyостb Великой Матери Изиды и Богини Луны Баст
  • Э. Tonceлл. История четвероногих животных, 1658 г.

Статуя богини Бастет в образе кошки. После 660 г. до н. э. 00-03-616-000.jpg Египеская богиня Баст с головой кошки Ра в образе кота убивает змея Апопа (Апофиса) у священного дерева. Виньетка из «Папируса Хунефера», ок. 1300 г. до н. э. Кот как солнечное животное, атакует (относящуюся к водной стихии) несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э. Кот как солнечное животное, атакует (относящуюся к водной стихии) несущую смерть и разрушение змею у корней Дерева Жизни. Настенная роспись, Египет, XIV столетие до н. э. 00-04-514-000.jpg

Примечания и комментарии

  1. Ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты — великий кот, мститель богов».
  2. Чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын.
  3. Афанасьев I, No 135
  4. Афанасьев I, No 45
  5. Афанасьев II, No 215, 284
  6. Афанасьев III, No 566
  7. Бёклер, 1688 г.