Гефест: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-»)
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция»)
Строка 16: Строка 16:
  
 
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гефест, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1959 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 301 Словарь)]
 
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гефест, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1959 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 301 Словарь)]
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Версия 11:27, 9 июня 2023

Диего Веласкес. Кузница Вулкана. 1630 г.

00-03-106-000.jpg

Бронзино Аньоло. Нахождение Гефеста на острове Лемнос. Ок. 1540/50 г.

00-00-613-000.jpgГефест — сын верховных божеств Зевса и Геры. Правда, в одном из более поздних мифов утверждается, что Гера родила Гефеста без содействия своего мужа, а просто отведав чудодейственного растения из ревности, когда узнала, что Афина родилась из головы Зевса. Гефест родился хромым, и мать так невзлюбила его за это, что сбросила его с Олимпа вниз. Но Гефест не разбился, его поймали в полете богини морских пучин, и в благодарность за это Гефест выковал им великолепные украшения. А матери он решил отомстить и сковал такое кресло, что если в него сядешь, то больше уже не подымешься. Гера была в восторге от красоты этого трона, но стоило ей сесть на него, как она погрузилась в волшебную дремоту. Гефест ни за что не хотел раскрывать тайну освобождения, и только после того, как Дионис напоил его, Гефест согласился выпустить мать из железной хватки трона. Гефест был пьян, но не настолько, чтобы не выговорить для себя определенные привилегии, — он потребовал от матери официально подтвердить, что та выдаст за него Афродиту. По Гомеру, у Гефеста на Олимпе была собственная мастерская, где он ковал замечательное оружие и различные предметы. Позднее он перенес свою кузницу в вулканические горы, откуда и происходит римское имя Гефеста — Вулкан. Помощниками его в кузнечном деле были циклопы. Стихия Гефеста — разрушение, но одновременно и созидание — ведь он пользуется в кузнице огнем, который вначале все уничтожает, — плавит, а затем помогает сковать новый предмет, изготовить из старой новую форму. Среди олимпийских богов Гефест обращает на себя внимание тем, что он — чуть ли не единственный работник, ремесленник. У него нет времени брить бороду, он всегда в саже и копоти, невысок ростом, но очень мускулист, волочит за собой ногу. Если сам он неказист, то изделия, которые он кует, отличаются изысканным изяществом и вкусом: тут и причудливые устройства, которые сами перемещаются на колесах, и замечательные украшения, в том числе скипетр самого Зевса, солнечная колесница Гелиоса и щит Ахилла. В скандинавских мифах часто упоминаются похожие на карликов горбатые кузнецы. Подчас их нарочно делали уродами, чтобы приковать их к ремеслу, чтобы у них не возникло желания выйти из тесной темной кузницы на свет. Они выковывали оружие и, не общаясь с людьми, не могли передать тайны своего ремесла врагам. В древние времена оружию приписывалась магическая сила, так что любой кузнец приравнивался к магу, тем более что непосвященные не понимали, что за процессы совершаются в кузне, в результате которых под действием огня из куска железа появляются совершенно непохожие на него предметы. Помимо самой идеи мрачного кузнечного ремесла, Гефест олицетворяет вообще художника, фантазия которого материализуется в его художественных произведениях. Об этом говорят, например, выкованные из золота движущиеся устройства, которые тысячелетия спустя обернулись роботами. Хромой, сброшенный с Олимпа за свое уродство, сын Юноны оказывается способным выковать замечательные украшения. В теме Гефеста греки объединили уродство с красотой, ведь он выпросил у отца в качестве супруги прекрасную Афродиту, богиню красоты, которая была одновременно богиней любви, объединения. Конечно же, ждать от Афродиты верности не приходилось, и действительно, за спиной мужа она сошлась с его братом — богом войны Марсом, ведь противником любви являются спор, борьба, а это — стихия Марса. На Олимпе Гефест выступал чем-то вроде придворного шута. Потом он стал исполнять также функцию Ганимеда, самого красивого из смертных, которого в свое время боги забрали на Олимп, чтобы он исполняют обязанности виночерпия и протягивал Зевсу кубок. Иронизируя над своим недостатком, Гефест подносил богам наполненный нектаром кубок, и боги, громко подшучивая, смеялись над этой выходкой Хромого. Гефест олицетворяет огонь — один из атрибутов Зевса. Огонь пришел на землю с ударом молнии. В римском варианте он также олицетворяет тлеющий огонь, которым пышет земля изнутри. Его святилища сооружали перед городскими воротами. Хотя его и почитали как покровителя, все же определенное недоверие к Гефесту сохранялось, и горожане предпочитали держаться подальше от Гефеста и его огненных потех. Литература L Milien: Hephlistos, in: Jihrbuch des Deulschen Archilologischen Innituts 1912 M. Delcoun: Hephaistos, ou li ltgende du magicien, Pins 1957 M. Stein: Hephaistos

Вулкан (греч. — Гефест). В греческой и римской мифологии бог огня (от него полнил свое название вулкан) и кузнец, выковавший оружие для многих богов и героев. Он был воспитателем древнего человека и научил его пользоваться огнем. Вулкан — сын Юпитера и Юноны, был женат на Венере, которая сделала его рогоносцем (см. ВЕНЕРА, 8). Он был хромым от рождения или в результате того, что был сброшен с Олимпа на землю Юпитером в приступе гнева. Он изображается в своей кузнице стоящим у наковальни, с молотом в руке, возможно, с костылем или в неловкой позе из-за своего физического порока. Его помощниками были циклопы (одноглазые великаны), изображаемые мускулистыми мужчинами обычно с нормальными' глазами, которые управляются у печи или держат в руках молоты. Шлемы, нагрудники (кирасы) и оружие, выкованное Вулканом, лежат рядом на полу. Гефесту, в Афинах был поставлен общий с Афиной храм, и им обоим поклонялись как защитникам ремесленников. В таком контексте оба они изображаются вместе. В аллегориях ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ Вулкан персонифицирует Огонь. Его колесницу везут собаки. 1. Нахождение Вулкана. Когда Вулкан был сброшен с Олимпа, он упал на остров Лемнос в "Эгейском море, где о нем покатись местные жители. Художники изображают, как ему, помогает встать на ноги одна из нимф. 2. Венера в кузнице Вулкана. В «Энеиде» (8:370-385) Вергилий рассказывает о том, как Венера попросила Вулкана изготовить комплект военного снаряжения для Энея, ее сына, когда тот собирался отправиться на войну в Лаций. Следствием победы Энея было основание троянского поселения на берегу Тибра, от которого, согласно легенде, произошли римляне — отсюда важное значение этого обстоятельства для итальянского Ренессанса. Сцена представляет собой кузницу Вулкана, в которой стоит Венера, наблюдая за ним; ее сопровождает Купидон. Другая сцена изображает ее передающей оружие Энею. (Вулкан также изображается кующим крылья для Купидона в присутствии этого малыша-бога и Венеры.) 3. Фетида в кузнице Вулкана. Фетида, мать греческого героя Ахиллеса, отправилась, как и Венера, к Вулкану просить его выковать воинское снаряжение для ее сына. В «Илиаде» Гомер подробно описывает удивительное мастерство, с которым оно было изготовлено (18:368-616). Эта сцена очень похожа на предыдущую, но может отличаться от нее отсутствием Купидона. Вулкан может изображаться в момент передачи Фетиде шлема Ахиллеса. См.также-АПОЛЛОН (2); ПРОМЕТЕЙ (2). Символически вулкан наделяется антитетической силой: с одной стороны, известна необычайная плодородность вулканических земель в таких регионах, как Неаполь, Калифорния или Япония; с другой же стороны, разрушительный вулканический огонь связывается с идеей зла. Этим объясняется разнообразие представлений, ассоциируемых с вулканом. Для персов, например, он был просто Великим Противником, Ариманом, в форме огромного дракона или змея, прикованным (как Прометей в греческом мифе) к горе Демаванд — вулкану Эльбрус, — где должен ожидать Судного Дня (35). Вулкан символизирует не только первозданные силы природы и огонь жизни (представляющий творение и разрушение), но и первоначальное «место нисхождения» Стихий, то есть инволюции; здесь, в недрах вулкана смешиваются и преобразуются первоэлементы: воздух, огонь, вода и земля. Поэтому достаточно правдоподобно соотнесение вулкана с Шивой — богом сотворения и уничтожения (50). В качестве психологического символа вулкан представляет страсти, которые, по Бодуэну, становятся единственным источником духовной энергии, как только мы научаемся овладевать ими и трансформировать их. Рассмотрение 30-го символа Ars Symbolica Босха в связи с легендарным девизом Gelat et ardet — «холодит и жжет», влечет за собой вывод о том, что существует весьма глубокое значение вулкана, касающееся coincidentia oppositorum. Еще один важный смысл вулкана возникает на основании той его особенности, что за долгим периодом скрытого, потаенного труда взаперти следует внезапное устрашающее извержение. По аналогии между этим процессом и многими другими процессами в жизни индивидов и социальных групп слово «вулкан» стало употребляться в качестве образа двойственной тенденции напряжения и разрядки (31). В мифологии бог Вулкан (Гефест) соотносится в качестве символа с кузнецом, кузница которого находится в горной пещере, а следовательно, с демиургом. В самом деле, д-ревние объясняли существование вулканов ссылкой на подземные кузницы и сверхъестественных кузнецов. Культовые празднества Гефестии связаны были с вулканической активностью на Эгейских островах (35). Однако демиург Вулкан характеризуется негативными качествами, приписываемыми ему гностиками и учением Мани. Его хромота символизирует с^бую или испорченную душу. По Дилю, он состоит в родстве с дьяволом у христиан. Его увечье было следствием брошенного им вызова Юпитеру — то есть духу — покаравшему его, сбросив вниз с Олимпа. Диль также предполагает, что Вулкан, Икар и Прометей символизируют интеллект, понимаемый почти в техническом, «чисто человеческом» смысле, — открыто восстающий против духа (15). [КЕРЛОТ] Вулкан, изрыгающий дым и пламя. символ неистовой ярости и бешенства. [EMSI 60-12,с.359] Извержение вулкана. Напрасны и глупы, а иногда чреваты губительными последствиями попытки исследовать причины таких вещей, которые Богу было угодно до поры сокрыть от взора легкомысленных людей. Плиний возгорелся желанием узнать, что побуждает Везувий извергать пламя. Разгадать эту загадку ему не было дано судьбой, и в погоне за своим безумным желанием он погиб в огне. [EMSI 25-4,с.208] Извержение вулкана. Он распространяет ужас по всей округе. символ ужаса. Известно несколько активных вулканов — Этна, Везувий, Гекла и др. Они напоминают нам о том пламени, в котором будут вечно гореть грешники. Бытовало мнение о том, что вулкан является местным адом. [EMSI 23-8,с.200] ВУЛКАН Разрушительный гнев или созидательная сила. На Гавайях вулкан — символ матери-разрушительницы, персонифицированный богиней Пеле, чей неистовый темперамент связан с непредсказуемым поведением великого действующего вулкана Килауэа, который считали ее домом. Женщина-богиня заботилась об огне подземного мира в мифах маори, и именно у нее вор Мауи похитил огонь для людей. По некоторым версиям, древнегреческий Прометей похитил огонь не с небес, а у божественного кузнеца Гефеста — благодетельной и созидательной личности. В зороастризме вулкан был более зловещим символом, потому что в кратере горы Демавенд, около Тегерана, был заключен дух зла Ариман, который ассоциировался с адом и его вечным огнем. В более общем представлении, вулканическую активность связывали со страстью. В греческой и римской мифологии бог огня (от него полнил свое название вулкан) и кузнец, выковавший оружие для многих богов и героев. Он был воспитателем древнего человека и научил его пользоваться огнем. Вулкан — сын Юпитера и Юноны, был женат на Венере, которая сделала его рогоносцем (см. ВЕНЕРА, 8). Он был хромым от рождения или в результате того, что был сброшен с Олимпа на землю Юпитером в приступе гнева. Он изображается в своей кузнице стоящим у наковальни, с молотом в руке, возможно, с костылем или в неловкой позе из-за своего физического порока. Его помощниками были циклопы (одноглазые великаны), изображаемые мускулистыми мужчинами обычно с нормальными' глазами, которые управляются у печи или держат в руках молоты. Шлемы, нагрудники (кирасы) и оружие, выкованное Вулканом, лежат рядом на полу. Гефесту, в Афинах был поставлен общий с Афиной храм, и им обоим поклонялись как защитникам ремесленников. В таком контексте оба они изображаются вместе. В аллегориях ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ Вулкан персонифицирует Огонь. Его колесницу везут собаки. 1. Нахождение Вулкана. Когда Вулкан был сброшен с Олимпа, он упал на остров Лемнос в "Эгейском море, где о нем покатись местные жители. Художники изображают, как ему, помогает встать на ноги одна из нимф. 2. Венера в кузнице Вулкана. В «Энеиде» (8:370-385) Вергилий рассказывает о том, как Венера попросила Вулкана изготовить комплект военного снаряжения для Энея, ее сына, когда тот собирался отправиться на войну в Лаций. Следствием победы Энея было основание троянского поселения на берегу Тибра, от которого, согласно легенде, произошли римляне — отсюда важное значение этого обстоятельства для итальянского Ренессанса. Сцена представляет собой кузницу Вулкана, в которой стоит Венера, наблюдая за ним; ее сопровождает Купидон. Другая сцена изображает ее передающей оружие Энею. (Вулкан также изображается кующим крылья для Купидона в присутствии этого малыша-бога и Венеры.) 3. Фетида в кузнице Вулкана. Фетида, мать греческого героя Ахиллеса, отправилась, как и Венера, к Вулкану просить его выковать воинское снаряжение для ее сына. В «Илиаде» Гомер подробно описывает удивительное мастерство, с которым оно было изготовлено (18:368-616). Эта сцена очень похожа на предыдущую, но может отличаться от нее отсутствием Купидона. Вулкан может изображаться в момент передачи Фетиде шлема Ахиллеса. См.также-АПОЛЛОН (2); ПРОМЕТЕЙ (2). Символически вулкан наделяется антитетической силой: с одной стороны, известна необычайная плодородность вулканических земель в таких регионах, как Неаполь, Калифорния или Япония; с другой же стороны, разрушительный вулканический огонь связывается с идеей зла. Этим объясняется разнообразие представлений, ассоциируемых с вулканом. Для персов, например, он был просто Великим Противником, Ариманом, в форме огромного дракона или змея, прикованным (как Прометей в греческом мифе) к горе Демаванд — вулкану Эльбрус, — где должен ожидать Судного Дня (35). Вулкан символизирует не только первозданные силы природы и огонь жизни (представляющий творение и разрушение), но и первоначальное «место нисхождения» Стихий, то есть инволюции; здесь, в недрах вулкана смешиваются и преобразуются первоэлементы: воздух, огонь, вода и земля. Поэтому достаточно правдоподобно соотнесение вулкана с Шивой — богом сотворения и уничтожения (50). В качестве психологического символа вулкан представляет страсти, которые, по Бодуэну, становятся единственным источником духовной энергии, как только мы научаемся овладевать ими и трансформировать их. Рассмотрение 30-го символа Ars Symbolica Босха в связи с легендарным девизом Gelat et ardet — «холодит и жжет», влечет за собой вывод о том, что существует весьма глубокое значение вулкана, касающееся coincidentia oppositorum. Еще один важный смысл вулкана возникает на основании той его особенности, что за долгим периодом скрытого, потаенного труда взаперти следует внезапное устрашающее извержение. По аналогии между этим процессом и многими другими процессами в жизни индивидов и социальных групп слово «вулкан» стало употребляться в качестве образа двойственной тенденции напряжения и разрядки (31). В мифологии бог Вулкан (Гефест) соотносится в качестве символа с кузнецом, кузница которого находится в горной пещере, а следовательно, с демиургом. В самом деле, д-ревние объясняли существование вулканов ссылкой на подземные кузницы и сверхъестественных кузнецов. Культовые празднества Гефестии связаны были с вулканической активностью на Эгейских островах (35). Однако демиург Вулкан характеризуется негативными качествами, приписываемыми ему гностиками и учением Мани. Его хромота символизирует с^бую или испорченную душу. По Дилю, он состоит в родстве с дьяволом у христиан. Его увечье было следствием брошенного им вызова Юпитеру — то есть духу — покаравшему его, сбросив вниз с Олимпа. Диль также предполагает, что Вулкан, Икар и Прометей символизируют интеллект, понимаемый почти в техническом, «чисто человеческом» смысле, — открыто восстающий против духа (15). [КЕРЛОТ] Вулкан, изрыгающий дым и пламя. символ неистовой ярости и бешенства. [EMSI 60-12,с.359] Извержение вулкана. Напрасны и глупы, а иногда чреваты губительными последствиями попытки исследовать причины таких вещей, которые Богу было угодно до поры сокрыть от взора легкомысленных людей. Плиний возгорелся желанием узнать, что побуждает Везувий извергать пламя. Разгадать эту загадку ему не было дано судьбой, и в погоне за своим безумным желанием он погиб в огне. [EMSI 25-4,с.208] Извержение вулкана. Он распространяет ужас по всей округе. символ ужаса. Известно несколько активных вулканов — Этна, Везувий, Гекла и др. Они напоминают нам о том пламени, в котором будут вечно гореть грешники. Бытовало мнение о том, что вулкан является местным адом. [EMSI 23-8,с.200] ВУЛКАН Разрушительный гнев или созидательная сила. На Гавайях вулкан — символ матери-разрушительницы, персонифицированный богиней Пеле, чей неистовый темперамент связан с непредсказуемым поведением великого действующего вулкана Килауэа, который считали ее домом. Женщина-богиня заботилась об огне подземного мира в мифах маори, и именно у нее вор Мауи похитил огонь для людей. По некоторым версиям, древнегреческий Прометей похитил огонь не с небес, а у божественного кузнеца Гефеста — благодетельной и созидательной личности. В зороастризме вулкан был более зловещим символом, потому что в кратере горы Демавенд, около Тегерана, был заключен дух зла Ариман, который ассоциировался с адом и его вечным огнем. В более общем представлении, вулканическую активность связывали со страстью. хромой бог Гефест в своей подземной кузнице является символом зимнего солнца, совершающего большую часть своего движения «под линией горизонта».

МНМ

Гефест
греч. Hpaistos

В греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии, Г. выступает или как фетиш пламени (Ноm. Il. II 426; IX 468; Ноm. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры (Ноm. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Ноm. Il. XVIII 382), На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219—229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Саrm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит (Ноm. Il. XVIII 369—616), Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229—238), опочивальня Геры (Ноm. Il. XIV 166—168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579—584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370—453) дается грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея, но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон (LXVI), то есть Г. — и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, p. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос Г. связан через мать Геру Самосскую, так как именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrichten Gцtting. Gesellschaft der Wissenschaften», 1895; Malten L., Hephaistos, «Jahrbuch des deutschen archдologischen Instituts», 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rьckfьhrung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198—219; Schrade H. Gцtter und Menschen Homers, Stuttg., 1952; Delcourt M., Hйphaistos ou la lйgende du magicien, P., 1957.

А. Ф. Лосев

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гефест, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1959 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 301 Словарь)]