Шаргай-нойон: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
По мифам тункинских бурят, Шаргай-нойон — то сын Хухе Мунхе-тенгри («синего вечного неба»), то фигурирует как сын всех 99 тенгри, а то является лишь батором (богатырь) из воинства Хормусты, а в отдельных вариантах он — индийский шаман. Последняя версия возникла в эпоху утверждения ламаизма, послужила основой для ламаистской легенды об укрощении Шаргай-нойона буддийским святителем и превращении его в охранительное божество ламаизма. | По мифам тункинских бурят, Шаргай-нойон — то сын Хухе Мунхе-тенгри («синего вечного неба»), то фигурирует как сын всех 99 тенгри, а то является лишь батором (богатырь) из воинства Хормусты, а в отдельных вариантах он — индийский шаман. Последняя версия возникла в эпоху утверждения ламаизма, послужила основой для ламаистской легенды об укрощении Шаргай-нойона буддийским святителем и превращении его в охранительное божество ламаизма. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 02:24, 13 июня 2023
В мифологии западных бурят один из ханов (или хатов) — детей тенгри. Согласно наиболее распространённой версии (в мифах балаганских бурят), Шаргай-нойон — сын Эсеге Малан-тенгри, спустившийся с небес на землю, чтобы защитить бурят от происков злых сил: чёрных заянов, восточных тенгри и др. В мифах кудинских бурят он выступает также в роли освободителя и свата своей сестры, похищенной восточными тенгри, чтобы отвлечь Шаргай-нойона от борьбы со злом, исходящим от всех восточных божеств (в этом сюжете вместе с Шаргай-нойоном действует Буха-нойон бабай, на дочери которого Эрхе Субен женат Шаргай-нойон). По мифам тункинских бурят, Шаргай-нойон — то сын Хухе Мунхе-тенгри («синего вечного неба»), то фигурирует как сын всех 99 тенгри, а то является лишь батором (богатырь) из воинства Хормусты, а в отдельных вариантах он — индийский шаман. Последняя версия возникла в эпоху утверждения ламаизма, послужила основой для ламаистской легенды об укрощении Шаргай-нойона буддийским святителем и превращении его в охранительное божество ламаизма. |
См. также:
|
Литература
- Жуковская Н. Л. Одноимённая статья в MNME
- Хангалов М. Н., Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958 < MNME
- Герасимова К. М., Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии, в кн.: Этнографический сборник, в. 5, Улан-Удэ, 1969 < MNME