Топор: различия между версиями
м (→Славяне) |
м (→Славяне) |
||
Строка 94: | Строка 94: | ||
==Славяне== | ==Славяне== | ||
− | В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания | + | В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания. |
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против: | Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против: | ||
Строка 104: | Строка 104: | ||
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности. | Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности. | ||
+ | |||
+ | Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь. | ||
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье. | Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье. | ||
Строка 111: | Строка 113: | ||
* если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия; | * если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия; | ||
* пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне. | * пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне. | ||
− | |||
Для защиты от нечисти топор: | Для защиты от нечисти топор: | ||
Строка 157: | Строка 158: | ||
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары. | Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары. | ||
+ | Использовался топор и в качестве лечебного средства. | ||
− | + | Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | Чтобы рана на ноге быстрее зажила: | |
− | + | * топор клали под ноги, — Западная Украина (?); | |
− | + | * утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи. | |
− | + | Беременным для облегчения или избежания трудных родов: | |
− | + | * среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.); | |
+ | * давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы; | ||
− | + | * при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы. | |
− | |||
− | + | Для лечения: | |
− | + | * боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские; | |
− | + | * от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.; | |
− | + | * от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские. | |
− | + | Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи: | |
− | + | * вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд | |
+ | * под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне; | ||
− | младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина | + | * младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина |
− | + | * отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне; | |
− | + | Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване | |
− | |||
− | + | Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор: | |
− | + | * кладут под лавку или на место, где лежало тело; | |
+ | * бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье | ||
− | + | на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор. | |
− | |||
− | + | Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье. | |
− | |||
− | + | Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными: | |
− | + | * и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы; | |
+ | * в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание. | ||
− | + | На [[Рождество Христово|Рождество]]: | |
− | под праздничным столом | + | * топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда; |
− | после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году | + | * после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>. |
− | |||
− | + | Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки. | |
== Иран == | == Иран == | ||
− | В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] | + | В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] — духа религиозного послушания и порядка. |
== Кавказ == | == Кавказ == | ||
Строка 237: | Строка 234: | ||
== Балтия == | == Балтия == | ||
− | Атрибут | + | Атрибут: |
* [[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии; | * [[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии; | ||
Строка 243: | Строка 240: | ||
== Семиты == | == Семиты == | ||
− | Атрибут [[Рашап|Рашапа]] | + | Атрибут [[Рашап|Рашапа]] — бога огня и молний в западносемитской мифологии. |
==Китай== | ==Китай== | ||
− | + | Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой. | |
Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание. | Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание. | ||
− | + | Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из [[Шесть предметов счастливого предзнаменования|шести предметов счастливого предзнаменования]] (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом). | |
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека. | Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека. | ||
Строка 256: | Строка 253: | ||
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей. | В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей. | ||
− | Атрибут | + | Атрибут: |
− | * [[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] | + | * [[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов; |
− | * героя-мятежника [[Чи-ю]] | + | * героя-мятежника [[Чи-ю]] — ему приписывают связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.); |
− | * покровителя плотников, а также посредника. | + | * покровителя плотников, а также посредника (?). |
== Сибирь == | == Сибирь == | ||
Строка 271: | Строка 268: | ||
Атрибут: | Атрибут: | ||
− | * [[Чак|Чака]] | + | * [[Чак|Чака]] — бог дождя и молнии в мифологии майя; |
− | * [[Патекатль|Патекатля]] | + | * [[Патекатль|Патекатля]] — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли. |
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром. | У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром. | ||
Строка 283: | Строка 280: | ||
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением. | [[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением. | ||
==Австралия и Океания== | ==Австралия и Океания== | ||
− | Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. | + | Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. |
+ | |||
+ | Двойной топор: | ||
− | + | * символизирует собой форму (тела) человека. | |
− | + | * обладает божественной силой. | |
==Индуизм== | ==Индуизм== | ||
Атрибут: | Атрибут: | ||
Строка 293: | Строка 292: | ||
* [[Агни]] — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами; | * [[Агни]] — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами; | ||
− | * | + | *[[Тваштар|Тваштара]] — бога-демиурга; |
* [[Брихаспати]] — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром; | * [[Брихаспати]] — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром; | ||
− | * [[Пушан|Пушана]] | + | * [[Пушан|Пушана]] — золотой; |
− | * [[Вишвакарман|Вишвакармана]] | + | * [[Вишвакарман|Вишвакармана]] — строитель, плотника и архитектор, отдаёт [[Кали]] (свои) топор, перстни и ожерелья; |
* [[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень; | * [[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень; | ||
− | * [[Шива]] | + | * [[Шива]] — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу). |
[[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]]. | [[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]]. | ||
− | + | В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу. | |
− | |||
− | В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу. | ||
==Буддизм== | ==Буддизм== | ||
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей. | Двойной топор разрубает круг рождений и смертей. | ||
− | Входит в некоторые группы подобные [[Восемь | + | Входит в некоторые группы подобные [[Восемь символов благоприятного предзнаменования|восьми символам благоприятного предзнаменования]]. |
==Библия== | ==Библия== | ||
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.) | Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.) | ||
Строка 322: | Строка 319: | ||
*Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой; | *Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой; | ||
*Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару; | *Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару; | ||
− | *Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый | + | *Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей; |
*Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха; | *Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха; | ||
− | *Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] — | + | *Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] — топорище или топора лесоруба; |
− | *Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ | + | *Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ. |
== Эмблематика == | == Эмблематика == | ||
Атрибут: | Атрибут: | ||
− | * [[Справедливость|Справедливость персонифицированная]], аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85) ; | + | * [[Справедливость|Справедливость персонифицированная]], аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85); |
* [[Купидон]] как символ супружества. | * [[Купидон]] как символ супружества. | ||
Строка 336: | Строка 333: | ||
* Всему свое время. | * Всему свое время. | ||
− | * Символ жизни. | + | * Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294 |
== Магия == | == Магия == |
Версия 06:11, 30 апреля 2024
- Синонимы — секира, бердыш
- Особые разновидности с самостоятельной символикой — лабрис
- Составная часть других символов — алебарда, фасции
- ————————————————————————————————————————
важный, с богатой символикой предмет, используемый как оружие, орудие, ритуальный (магический) объект, регалия
известен со времен неолита
на древних изображениях часто неотличим от молота, что послужило сходству их символческого значения
фигурирует почти во всех религиях древности: есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов
оружие воинственных богов неба и грома, уничтожающих демонических существ (великанов), карающих отступников и ослушников среди людей
устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой
приписывается способность вызывать и прекращать дождь
(на Среднем Востоке) во многих культурах бронзового, железного века и более поздних использовался для принесения в жертву крупных животных
наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор и персонажей того или иного мифа, позволяют ввести его в определённый исторический (начало бронзового века) контекст
на символическое значение влияют:
- материал — железо, камень
- форма — полукруглый, двойной
- сопутствующие эффекты — блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры
Основные значения:
- разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств
- атрибут воина — повсеместно
- атрибут древних богов солнца (солярный символ), Неба и бури
- суд, подсудность (фасции), кара
- (небесный) суд — положенный у корня дерева (?)
- божественность, её сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ
- (верховная) власть, полновластие, сила, силовое решение
- власть вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы
- гроза, гром, молния, плодородие, жизнетворная сила, дождь, приносимый небесными богами, вода (небесная)
- союз с Небом, оплодотворяющая мощь
- исправление ошибок (?)
- принесения (кровавой) жертвы
- поддержка, помощь
- (духовное) проникновение (глубинное, до самого сердца/средоточия), вскрытие тайн
- (неземное) озарение — через ассоциацию с молнией (иногда, может выступать)
- орудие разделения (раскалывание, разрубание) и дифференциации (режет, делит, сортирует)
- смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего
Африка
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.
Несёт магическую и ритуальную функцию.
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
Древний Восток
В шумеро-семитской культуре атрибут:
Египет
Двойной топор — солярный символ.
В иероглифическом письме:
- топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
- две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
Античность
Двойной топор как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
Символ:
- Матери-охотницы;
- Диониса Тенедоса — неиконический;
Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).
——————
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.
От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.
Северная традиция
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
Славяне
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
- нечистой силы
- диких животных
- разнообразных природных катаклизмов
- болезней, сглаза и порчи.
Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.
Ассоциируется с мужским началом:
- если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
- пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
Для защиты от нечисти топор:
- использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
- ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
- втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
- клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
- ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
- ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
Охранной силой обладало и поименование топора:
- высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
- считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
- использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
- вбивали в порог во время грозы — словаки;
- помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
- ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.
Для защиты домашних животных:
- топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
- ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
- ~ втыкали в землю при выходе скота;
- ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
- пастух обходил стадо с топором — Русский Север
- ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
- реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
- по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
- в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.
Использовался топор и в качестве лечебного средства.
Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
- топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
- утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
- среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
- давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
- при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.
Для лечения:
- боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
- от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
- от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику[1] — русские.
Чтобы оградить от сглаза и порчи:
- вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
- под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор[2] — Украина и у западные славяне;
- младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
- отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
- кладут под лавку или на место, где лежало тело;
- бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
- и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
- в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
На Рождество:
- топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
- после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году[3].
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.
Иран
В иранской мифологии атрибут Сраоши — духа религиозного послушания и порядка.
Кавказ
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:
- Мезиль — адыгская мифология;
- Рикира дак — мифология лакцев и дидойцев;
- Очокочи — грузинская мифология.
Балтия
Атрибут:
- Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
- Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
Семиты
Атрибут Рашапа — бога огня и молний в западносемитской мифологии.
Китай
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
Атрибут:
- Ян Цзянцзыцюаня — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
- героя-мятежника Чи-ю — ему приписывают связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.);
- покровителя плотников, а также посредника (?).
Сибирь
Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».
Индокитай
Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.
Мезоамерика
Атрибут:
- Чака — бог дождя и молнии в мифологии майя;
- Патекатля — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.
Монголия
Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.
Северная Америка
Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.
Австралия и Океания
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
Двойной топор:
- символизирует собой форму (тела) человека.
- обладает божественной силой.
Индуизм
Атрибут:
- Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
- Тваштара — бога-демиурга;
- Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
- Пушана — золотой;
- Вишвакармана — строитель, плотника и архитектор, отдаёт Кали (свои) топор, перстни и ожерелья;
- Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
- Шива — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).
Вишну срубает топором дерево Самсару.
В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.
Буддизм
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.
Библия
Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)
Христианство
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
Атрибут:
- Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
- Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
- Св. Прокла — двойной;
- Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
- Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
- Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
- Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
- Св. Бенедикт — топорище или топора лесоруба;
- Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.
Эмблематика
Атрибут:
- Справедливость персонифицированная, аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85);
- Купидон как символ супружества.
Дерево, часть которого срезана
- Всему свое время.
- Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
Магия
В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
Ad vocem
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
Литература
- Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES
Иллюстрации
- Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
- Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
- Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
- Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
- Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes