Топор: различия между версиями
м Метка: визуальный редактор отключён |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория:Вещи]] | [[Категория:Вещи]] | ||
:<!-- Варианты наименования --> | :<!-- Варианты наименования --> | ||
− | := топор, боевой ~, плотницкий ~, топорик | + | := топор, боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, топорик, двойной ~ |
:<!-- Синонимы и разновидности --> | :<!-- Синонимы и разновидности --> | ||
:≈ секира, бердыш | :≈ секира, бердыш | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
:[[- топор|Топор в геральдике]] | :[[- топор|Топор в геральдике]] | ||
: ———————————————————————————————————————— | : ———————————————————————————————————————— | ||
− | <!-- Дефиниция, общая информация --> | + | <!-- Дефиниция, общая информация -->Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]]. |
− | Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]]. | + | |
− | <!-- Время появления, бытования --> | + | <!-- Время появления, бытования -->Известен со времен неолита. |
− | Известен со времен неолита. | ||
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст. | Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст. | ||
Строка 21: | Строка 20: | ||
<!-- Символика --> | <!-- Символика --> | ||
− | Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие их кары для отступников и ослушников среди людей. | + | Оружие воинственных [[Боги неба|богов неба]] и [[Громовник|грома]] в их борьбе с [[Демоны|демоническими существами]], [[Великан|великанами]]; орудие их кары для отступников и ослушников среди людей. |
− | Имеет устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь. | + | Имеет устойчивые ассоциации с [[Огонь, стихия|огнем]], [[Гром|громом]], [[Гроза|грозой]], её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать [[дождь]]. |
− | Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных. | + | Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в [[Жертва|жертву]] крупных животных. |
На символическое значение влияют: | На символическое значение влияют: | ||
− | * материал — [[железо]], [[камень]] | + | *материал — [[железо]], [[камень]] |
− | * форма — полукруглый, двойной | + | *форма — полукруглый, двойной |
− | * сопутствующие эффекты — блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры | + | *сопутствующие эффекты — [[блеск]], (глухой) звук [[Удар|ударов]], высекаемые [[искры]] |
———————————————————————————————————————— | ———————————————————————————————————————— | ||
− | ====<font color=«#669999»>Основные значения (символизирует):</font>==== | + | ====<font color="«#669999»">Основные значения (символизирует):</font>==== |
Атрибут: | Атрибут: | ||
− | * воина — повсеместно; | + | *[[Воин|воина]] — повсеместно; |
− | * древних богов солнца (солярный символ), неба и бури. | + | *древних [[Солнце|богов солнца]] (солярный символ), [[Небо|неба]] и [[Буря|бури]]. |
− | Сила, мощь: | + | [[Сила]], мощь: |
*~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ; | *~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ; | ||
*~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств; | *~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств; | ||
*~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие; | *~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие; | ||
− | * гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами). | + | *гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами). |
− | Союз с Небом. | + | [[Союз]] с Небом. |
− | Власть: | + | [[Власть]]: |
*~ верховная, полновластие; | *~ верховная, полновластие; | ||
*~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы; | *~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы; | ||
*~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?); | *~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?); | ||
− | Разделение, проникновение: | + | [[Разделение]], [[проникновение]]: |
− | *раскалывание, разрубание, дифференциации — режет, делит, сортирует; | + | *[[раскалывание]], [[разрубание]], [[дифференциации]] — режет, делит, сортирует; |
− | *раскрытие тайн, проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия; | + | *[[раскрытие тайн]], проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия; |
− | *озарение (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда). | + | *[[озарение]] (неземное, божественное) — через ассоциацию с [[Молния|молнией]] (иногда). |
− | Поддержка, помощь. | + | [[Поддержка]], [[помощь]]. |
− | Принесения (кровавой) жертвы. | + | Принесения (кровавой) [[жертвы]]. |
− | Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего. | + | [[Смерть]] — через образ [[Палач|палача]], заносящего топор над головой всякого живущего. |
---- | ---- | ||
− | ===<font color="«#669999»">Африка</font>===[[Категория:Африка]] | + | <nowiki>===</nowiki><font color="«#669999»">Африка</font>=== |
+ | [[Категория:Африка]] | ||
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]]. | У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]]. | ||
Строка 87: | Строка 87: | ||
В иероглифическом письме: | В иероглифическом письме: | ||
− | * топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других; | + | *топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других; |
− | * две руки, держащие топор и щит — знак битвы. | + | *две руки, держащие топор и щит — знак битвы. |
---- | ---- | ||
Строка 97: | Строка 97: | ||
Символ: | Символ: | ||
− | * Матери-охотницы; | + | *Матери-охотницы; |
− | * Диониса Тенедоса — неиконический; | + | *Диониса Тенедоса — неиконический; |
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]). | Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]). | ||
Строка 143: | Строка 143: | ||
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против: | Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против: | ||
− | * нечистой силы | + | *нечистой силы |
− | * диких животных | + | *диких животных |
− | * разнообразных природных катаклизмов | + | *разнообразных природных катаклизмов |
− | * болезней, сглаза и порчи. | + | *болезней, сглаза и порчи. |
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности. | Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности. | ||
Строка 156: | Строка 156: | ||
Ассоциируется с мужским началом: | Ассоциируется с мужским началом: | ||
− | * если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия; | + | *если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия; |
− | * пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне. | + | *пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне. |
Для защиты от нечисти топор: | Для защиты от нечисти топор: | ||
− | * использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.; | + | *использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.; |
− | * ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри; | + | *ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри; |
− | * втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом; | + | *втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом; |
− | * клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье; | + | *клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье; |
− | * ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы; | + | *~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы; |
− | * ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы); | + | *~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы); |
Охранной силой обладало и поименование топора: | Охранной силой обладало и поименование топора: | ||
− | * высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне; | + | *высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне; |
− | * считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север | + | *считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север |
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор: | Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор: | ||
− | * использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу; | + | *использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу; |
− | * вбивали в порог во время грозы — словаки; | + | *вбивали в порог во время грозы — словаки; |
− | * помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы; | + | *помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы; |
− | * ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары. | + | *ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары. |
Для защиты домашних животных: | Для защиты домашних животных: | ||
− | * топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона; | + | *топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона; |
− | * ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы; | + | *~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы; |
− | * ~ втыкали в землю при выходе скота; | + | *~ втыкали в землю при выходе скота; |
− | * ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне; | + | *~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне; |
− | * пастух обходил стадо с топором — Русский Север | + | *пастух обходил стадо с топором — Русский Север |
− | * ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне; | + | *~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне; |
− | * реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой; | + | *реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой; |
− | * по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы; | + | *по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы; |
− | * в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна. | + | *в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна. |
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики. | На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики. | ||
Строка 209: | Строка 209: | ||
Чтобы рана на ноге быстрее зажила: | Чтобы рана на ноге быстрее зажила: | ||
− | * топор клали под ноги, — Западная Украина (?); | + | *топор клали под ноги, — Западная Украина (?); |
− | * утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи. | + | *утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи. |
Беременным для облегчения или избежания трудных родов: | Беременным для облегчения или избежания трудных родов: | ||
− | * среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.); | + | *среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.); |
− | * давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы; | + | *давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы; |
− | * при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы. | + | *при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы. |
Для лечения: | Для лечения: | ||
− | * боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские; | + | *боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские; |
− | * от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.; | + | *от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.; |
− | * от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские. | + | *от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские. |
Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи: | Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи: | ||
− | * вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд | + | *вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд |
− | * под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне; | + | *под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне; |
− | * младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина | + | *младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина |
− | * отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне; | + | *отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне; |
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване | Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване | ||
Строка 241: | Строка 241: | ||
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор: | Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор: | ||
− | * кладут под лавку или на место, где лежало тело; | + | *кладут под лавку или на место, где лежало тело; |
− | * бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье | + | *бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье |
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор. | на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор. | ||
Строка 253: | Строка 253: | ||
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными: | Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными: | ||
− | * и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы; | + | *и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы; |
− | * в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание. | + | *в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание. |
На [[Рождество Христово|Рождество]]: | На [[Рождество Христово|Рождество]]: | ||
− | * топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда; | + | *топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда; |
− | * после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>. | + | *после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>. |
Строка 314: | Строка 314: | ||
*[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов; | *[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов; | ||
*героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия; | *героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия; | ||
− | *покровителя плотников, а также посредника (?). | + | *покровителя плотников, а также посредника (?). |
---- | ---- |
Версия 21:54, 1 мая 2024
- = топор, боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, топорик, двойной ~
- ≈ секира, бердыш
- ————————————————————
- Составная часть таких объектов как алебарда и фасции.
- Самостоятельное значение имеют лабрис, томагавк
- Топор в геральдике
- ————————————————————————————————————————
Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как оружие, орудие, магический, ритуальный и церемониальный объект.
Известен со времен неолита.
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.
На ранних изображениях часто неотличим от молота, что способствует сходству их символики в древности.
Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие их кары для отступников и ослушников среди людей.
Имеет устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь.
Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных.
На символическое значение влияют:
- материал — железо, камень
- форма — полукруглый, двойной
- сопутствующие эффекты — блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры
————————————————————————————————————————
Основные значения (символизирует):
Атрибут:
- воина — повсеместно;
- древних богов солнца (солярный символ), неба и бури.
Сила, мощь:
- ~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
- ~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
- ~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
- гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).
Союз с Небом.
- ~ верховная, полновластие;
- ~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
- ~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);
- раскалывание, разрубание, дифференциации — режет, делит, сортирует;
- раскрытие тайн, проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия;
- озарение (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда).
Принесения (кровавой) жертвы.
Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего.
===Африка=== У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.
Несёт магическую и ритуальную функцию.
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
Африка
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.
Несёт магическую и ритуальную функцию.
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
Египет
Двойной топор — солярный символ.
В иероглифическом письме:
- топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
- две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
Античность
Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
Символ:
- Матери-охотницы;
- Диониса Тенедоса — неиконический;
Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).
————————————————————
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.
От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.
Европа
В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
Северная традиция
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
Балтия
Атрибут:
- Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
- Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
Славяне
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
- нечистой силы
- диких животных
- разнообразных природных катаклизмов
- болезней, сглаза и порчи.
Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.
Ассоциируется с мужским началом:
- если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
- пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
Для защиты от нечисти топор:
- использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
- ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
- втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
- клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
- ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
- ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
Охранной силой обладало и поименование топора:
- высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
- считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
- использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
- вбивали в порог во время грозы — словаки;
- помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
- ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.
Для защиты домашних животных:
- топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
- ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
- ~ втыкали в землю при выходе скота;
- ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
- пастух обходил стадо с топором — Русский Север
- ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
- реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
- по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
- в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.
Использовался топор и в качестве лечебного средства.
Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
- топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
- утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
- среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
- давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
- при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.
Для лечения:
- боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
- от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
- от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику[1] — русские.
Чтобы оградить от сглаза и порчи:
- вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
- под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор[2] — Украина и у западные славяне;
- младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
- отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
- кладут под лавку или на место, где лежало тело;
- бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
- и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
- в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
На Рождество:
- топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
- после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году[3].
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.
Аравия
Атрибут Рашапа — бога огня и молний в западносемитской мифологии.
Кавказ
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:
- Мезиль — адыгская мифология;
- Рикира дак — мифология лакцев и дидойцев;
- Очокочи — грузинская мифология.
Средняя Азия / Монголия
Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.
Сибирь
Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».
Китай
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
В системе соответствии владыка востока Фу-си среди прочего соотносится с секирой.
Атрибут:
- Ян Цзянцзыцюаня — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
- героя-мятежника Чи-ю — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
- покровителя плотников, а также посредника (?).
Индокитай
Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.
Мезоамерика
Атрибут:
- Чака — бог дождя и молнии в мифологии майя;
- Патекатля — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.
Северная Америка
Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.
Австралия и Океания
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
Двойной топор:
- символизирует собой форму (тела) человека.
- обладает божественной силой.
Иран
В иранской мифологии атрибут Сраоши — духа религиозного послушания и порядка.
В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях Таргитая золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.
Индуизм
Атрибут:
- Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
- Тваштара — бога-демиурга;
- Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
- Пушана — золотой;
- Вишвакармана — строитель, плотника и архитектор, отдаёт Кали (свои) топор, перстни и ожерелья;
- Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
- Шива — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).
Вишну срубает топором дерево Самсару.
В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.
Буддизм
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.
Библия
Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)
Христианство
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
Атрибут:
- Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
- Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
- Св. Прокла — двойной;
- Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
- Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
- Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
- Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
- Св. Бенедикт — топорище или топора лесоруба;
- Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.
Тертулиана[4] приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.
Эмблематика
Атрибут:
- Справедливость персонифицированная, аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85);
- Купидон как символ супружества.
Дерево, часть которого срезана
- Всему свое время.
- Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
Ad vocem
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
Литература
- Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES
Иллюстрации
- Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
- Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
- Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
- Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
- Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes
Примечания и комментарии
——— §§§ —————————————————