Хануман: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
---- | ---- | ||
:[[Ваю]] | :[[Ваю]] | ||
− | : | + | :Марута |
:[[Индра]] | :[[Индра]] | ||
− | : | + | :Сугрива |
:[[Рама]] | :[[Рама]] | ||
:[[Лакшмана]] | :[[Лакшмана]] | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
---- | ---- | ||
:[[Обезьяна]] | :[[Обезьяна]] | ||
− | :[[Челюсть]] | + | :[[Челюсти|Челюсть]] |
:[[Ланка]] | :[[Ланка]] | ||
:[[Юга]] | :[[Юга]] |
Версия 01:57, 28 января 2021
В индуистской мифологии божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю, или Маруты, и обезьяны Анджаны. Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. По одной из легенд, сразу же после рождения Хануман схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. На защиту солнца выступил Индра и поразил Хануман в челюсть своим перуном. Отсюда Хануман получил имя. В «Рамаяне» Хануман является одним из главных героев, он мудрый советник Сугривы и преданный друг Рамы и Ситы. В поисках Ситы Хануман одним прыжком перелетает на Ланку, убив по дороге чудовищ Сурасу и Симхику, и там, вступив в сражение с полчищами ракшасов, поджигает город. Затем Хануман возвращается к Раме и вместе с ним принимает участие в походе на Ланку. Он совершает множество воинских подвигов, убивает сына Раваны Акшу, спасает от гибели Раму и Лакшману. После победы Хануман над ракшасами Рама вознаграждает его за помощь даром вечной молодости. Хануман присутствует и в другом индийском эпосе — «Махабхарата». Там во время пребывания пандавов в изгнании с Хануманом встречается в лесу Бхима и не может даже приподнять хвост Хануман, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что он его брат (Бхима — тоже сын бога Ваю), и возвещает ему учение о четырёх югах и об обязанностях четырёх варн [1]. Культ Хануман — один из самых популярных в современном индуизме. Хануман чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни. На многочисленных изображениях Ханумана обычно представлен в почтительной позе (на коленях, со сложенными руками) перед Рамой или Ситой либо в воинственном облике, с дубиной в руке, ногой попирающим богиню — хранительницу Ланки. Из Индии культ Ханумана (и культ обезьян вообще) распространился на всю Восточную Азию вплоть до Китая. |
См. также: |
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ Мбх. III 146—151