Чудовище: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
Античность | Античность | ||
− | Чудовища греческих мифов своей отталкивающей, пугающей внешностью, резко контрастировали с гармоничностью человеческого тела и мира, над которым властвовали боги Олимпа, олицетворяя хаотичное прошлое мира. Характерно, что эти чудовища — при всех их отрицательных свойствах, — похожи на людей (необыкновенного роста титаны, одноглазые циклопы-людоеды). Териоморфы: стоглазый страж [[Аргус]], [[Медуза]] Горгона, [[гарпии]], [[кентавры]], [[Минотавр]], [[сатиры]], [[Сфинкс]], [[Скилла|Сцилла]] и [[Харибда]], [[сирены]], [[Тритон|тритоны]], [[Химера|химеры]], [[Пифон]]... К слову Чудовище тысячеголовое — толпа, масса. Вызывающее дрожь чудовище — смерть («Ромео и Джульетта» У. Шекспира). «Время на загорбке своем мешок носит, а в нем подаяния забытья; Время, это гигантское и неудержимое чудовище» («Троил и Кресида» У. Шекспира). Чудовище зеленоглазое — ревность. («Отелло» У. Шекспира). «Привычка — чудовище, пожирающее мысли; истинный дьявол, но порой оно выглядит и ангелом». («Гамлет» У. Шекспир). Чудовище «худогубое» — сказочный монстр из средневековой сатиры. Оно живет исключительно среди терпеливых и покорных жен, пугая их своей двурогостью. | + | Чудовища греческих мифов своей отталкивающей, пугающей внешностью, резко контрастировали с гармоничностью человеческого тела и мира, над которым властвовали боги Олимпа, олицетворяя хаотичное прошлое мира. Характерно, что эти чудовища — при всех их отрицательных свойствах, — похожи на людей (необыкновенного роста титаны, одноглазые циклопы-людоеды). Териоморфы: стоглазый страж [[Аргус]], [[Медуза]] Горгона, [[гарпии]], [[Кентавр|кентавры]], [[Минотавр]], [[сатиры]], [[Сфинкс]], [[Скилла|Сцилла]] и [[Харибда]], [[сирены]], [[Тритон|тритоны]], [[Химера|химеры]], [[Пифон]]... К слову Чудовище тысячеголовое — толпа, масса. Вызывающее дрожь чудовище — смерть («Ромео и Джульетта» У. Шекспира). «Время на загорбке своем мешок носит, а в нем подаяния забытья; Время, это гигантское и неудержимое чудовище» («Троил и Кресида» У. Шекспира). Чудовище зеленоглазое — ревность. («Отелло» У. Шекспира). «Привычка — чудовище, пожирающее мысли; истинный дьявол, но порой оно выглядит и ангелом». («Гамлет» У. Шекспир). Чудовище «худогубое» — сказочный монстр из средневековой сатиры. Оно живет исключительно среди терпеливых и покорных жен, пугая их своей двурогостью. |
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Версия 11:12, 2 февраля 2021
Основные значения: |
См. также: |
Монстр
► (в легендах) хаос, смерть, воскресение из мертвых; бурю, засуху, зиму; заразу, стражу... Служит хранителем сокровищ в полном смысле этого слова (золото, драгоценные камни), или в переносном (власть, знание, бессмертие), олицетворяя трудность в обретении столь желаемого, необходимость проявить исключительный героизм, воспользоваться тайной силой, помощью богов, знать тайное слово... Идеальная противоположность героя: могучего и прекрасного, служащего Добру (Персей, Беллерофон). Соединялись в традиции с атавистическими представлениями о первобытном хаосе, грозных явлениях природы, подземном мире (землетрясения). Все эти грозные силы нуждались в понятных образах, воплощениях. Чудовище озера Лох-Несс: таинственный водяной змей, которого время от времени видят жители графства Инвернесс в Шотландии, а также туристы. Установить подлинность этого существа, ставшего легендарным, науке, несмотря на многие усилия, так и не удалось. Психология
До сих пор в наших снах и кошмарах, порожденных эмоциональными отношениями с другими людьми, культурой или с обстоятельствами, фантастические существа то и дело вторгаются в сознание. Нередко и для определенной защиты от реальности, чему в немалой степени способствуют литература, фильмы, политические и экономические события, перемены... Это определенная категория сознания, и ее развитие, надо полагать, начиналось по-настоящему от религиозно-литературных источников.
Христианство
Один из первых персонифицированных монстров - морской гигант, проглотивший пророка Иону. В X в. английские монахи из монастыря в Линдисфарне, переписывая текст Священного писания, назвали его «китом», хотя в прежнем тексте это была просто «огромная рыба».
Античность
Чудовища греческих мифов своей отталкивающей, пугающей внешностью, резко контрастировали с гармоничностью человеческого тела и мира, над которым властвовали боги Олимпа, олицетворяя хаотичное прошлое мира. Характерно, что эти чудовища — при всех их отрицательных свойствах, — похожи на людей (необыкновенного роста титаны, одноглазые циклопы-людоеды). Териоморфы: стоглазый страж Аргус, Медуза Горгона, гарпии, кентавры, Минотавр, сатиры, Сфинкс, Сцилла и Харибда, сирены, тритоны, химеры, Пифон... К слову Чудовище тысячеголовое — толпа, масса. Вызывающее дрожь чудовище — смерть («Ромео и Джульетта» У. Шекспира). «Время на загорбке своем мешок носит, а в нем подаяния забытья; Время, это гигантское и неудержимое чудовище» («Троил и Кресида» У. Шекспира). Чудовище зеленоглазое — ревность. («Отелло» У. Шекспира). «Привычка — чудовище, пожирающее мысли; истинный дьявол, но порой оно выглядит и ангелом». («Гамлет» У. Шекспир). Чудовище «худогубое» — сказочный монстр из средневековой сатиры. Оно живет исключительно среди терпеливых и покорных жен, пугая их своей двурогостью.