Гайомарт: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
:[[Иранская мифология]] | :[[Иранская мифология]] | ||
:[[Индоевропейская мифология]] | :[[Индоевропейская мифология]] | ||
− | :[[Первопредок]] | + | :[[Первочеловек|Первопредок]] |
---- | ---- | ||
:[[Ахурамазда]] | :[[Ахурамазда]] |
Версия 22:17, 2 февраля 2021
В иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды. Гайомарт заменил в «Младшей Авесте» другого иранского первопредка человечества Йиму. Образ Гайомарта восходит к эпохе индо-иранской общности: аналогичная ему фигура в ведийской мифологии — Мартанда. Окончательное сложение образа Гайомарт происходило относительно поздно, что видно из «Фарвардин-яшта»[1], где в рамках единого повествования механически совмещены три родоначальника человечества: Гайомарт, полностью мифологизированный Заратуштра и Йима. Гайомарт был первой жертвой Ангро-Майнью, создавшего таким образом смерть в мире. Прародителями Гайомарт и, следовательно, всего человечества были небо и земля; позднее, в пехлевийское время, ими считались Ормазд[2] и богиня земли Спандармат. Спандармат иногда[3] считалась дочерью Ахурамазды, поэтому их союз должен был восприниматься идеальным прототипом священного кровосмесительного бракосочетания в раннезороастрийской традиции. Этот мотив мирообразующего инцеста твёрдо восстанавливается на индоиранском уровне по его многочисленным отражениям в «Ригведе» и «Брахманах» и с большой вероятностью на индоевропейском, с привлечением древнеславянской мифологии (См. Купала. См. также Каюмарс). |
См. также: |
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Hartman S. S., Gayхmart. Etude sur le syncretisme dans lancien Iran, Uppsala, 1953 < MNME
- Hoffmann K., Martanda und Gayхmart, «Mьnchener Studien fьr Sprachwissenschaft», 1957, H. 11 < MNME