Ужин в Еммаусе: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 1: Строка 1:
 
(Лк" 24:28-32). Сцена, следующая за [[Путешествие в Еммаус|Путешествием в Еммаус]].
 
(Лк" 24:28-32). Сцена, следующая за [[Путешествие в Еммаус|Путешествием в Еммаус]].
  
Два ученика (по имени известен только [[Клеопа]]), направляясь в Еммаус (Селение неподалеку от Иерусалима) повстречали Христа, который неузнанным присоединился к ним. В Еммаусе они пригласили его в дом. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал Невидим для них».
+
Два ученика (по имени известен только Клеопа), направляясь в Еммаус (Селение неподалеку от Иерусалима) повстречали Христа, который неузнанным присоединился к ним. В Еммаусе они пригласили его в дом. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал Невидим для них».
  
 
Искусство
 
Искусство
Строка 7: Строка 7:
 
Впервые встречается во французских романских церквах ХII в.
 
Впервые встречается во французских романских церквах ХII в.
  
Иногда заменяет изображение Тайной Вечери (Которым обычно украшались стены монастырских трапезных) как подходящий «тип» трактовки таинства [[Причастие|Причастия]].
+
Иногда заменяет изображение Тайной Вечери (Которым обычно украшались стены монастырских трапезных) как подходящий «тип» трактовки таинства [[Причащение|Причастия]].
  
 
Излюбленный сюжет венецианской школы XVI в. (Эпоха ее расцвета) полностью секуляризированный по своему настроению.
 
Излюбленный сюжет венецианской школы XVI в. (Эпоха ее расцвета) полностью секуляризированный по своему настроению.
Строка 17: Строка 17:
 
[[Иисус Христос|Христос]] в центре преломляет [[хлеб]]; двое его сотрапезников в изумлении узнают его.
 
[[Иисус Христос|Христос]] в центре преломляет [[хлеб]]; двое его сотрапезников в изумлении узнают его.
  
Согласно одной известной традиции, Христос (иногда и ученики) одеты как [[странник]]и: у него за спиной висит [[шляпа]], на полу лежат пилигримский [[посох]] и [[сума]]. На плаще одного из учеников может быть [[раковина]] (Характерный атрибут [[Иаков Старший, Св.|Иакова Старшего]], здесь указывает на странников вообще).
+
Согласно одной известной традиции, Христос (иногда и ученики) одеты как [[странник]]и: у него за спиной висит [[шляпа]], на полу лежат пилигримский [[посох]] и [[Котомка|сума]]. На плаще одного из учеников может быть [[раковина]] (Характерный атрибут [[Иаков Старший, Св.|Иакова Старшего]], здесь указывает на странников вообще).
  
 
У венецианских художников трактовка сюжета расширяется как за счет щедрот стола, так и количества гостей, слуг и других персонажей (числом до пятнадцати и даже двадцати); Иисус едва ли не теряется среди них.
 
У венецианских художников трактовка сюжета расширяется как за счет щедрот стола, так и количества гостей, слуг и других персонажей (числом до пятнадцати и даже двадцати); Иисус едва ли не теряется среди них.
Строка 28: Строка 28:
  
 
[[Файл:00-04-748-000.jpg|200px| Dirck Van Santvoort, I pellegrini di Emmaus, XVII sec., musйe du Louvre, Parigi |ссылка=Special:FilePath/00-04-748-000.jpg]]
 
[[Файл:00-04-748-000.jpg|200px| Dirck Van Santvoort, I pellegrini di Emmaus, XVII sec., musйe du Louvre, Parigi |ссылка=Special:FilePath/00-04-748-000.jpg]]
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]

Версия 10:44, 10 февраля 2021

(Лк" 24:28-32). Сцена, следующая за Путешествием в Еммаус.

Два ученика (по имени известен только Клеопа), направляясь в Еммаус (Селение неподалеку от Иерусалима) повстречали Христа, который неузнанным присоединился к ним. В Еммаусе они пригласили его в дом. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал Невидим для них».

Искусство

Впервые встречается во французских романских церквах ХII в.

Иногда заменяет изображение Тайной Вечери (Которым обычно украшались стены монастырских трапезных) как подходящий «тип» трактовки таинства Причастия.

Излюбленный сюжет венецианской школы XVI в. (Эпоха ее расцвета) полностью секуляризированный по своему настроению.

Рембрандт создал несколько версий сюжета, вернув ему религиозное содержание.

Главенствуют три фигуры, сидящие за столом.

Христос в центре преломляет хлеб; двое его сотрапезников в изумлении узнают его.

Согласно одной известной традиции, Христос (иногда и ученики) одеты как странники: у него за спиной висит шляпа, на полу лежат пилигримский посох и сума. На плаще одного из учеников может быть раковина (Характерный атрибут Иакова Старшего, здесь указывает на странников вообще).

У венецианских художников трактовка сюжета расширяется как за счет щедрот стола, так и количества гостей, слуг и других персонажей (числом до пятнадцати и даже двадцати); Иисус едва ли не теряется среди них.

В Нидерландах XVII в. получило развитие сопоставление «Ужина в Еммаусе» с мифом о Филемоне и Бавкиде (Классический сюжет мифа был известен в нидерландском искусстве этого периода); многие художники (в том числе Рембрандт), основывали свои трактовки на этом мифе. Взаимное вляние придало сюжету с Филемоном и Бавкидой (Особенно в голландской и немецкой живописи) отчетливые христианские обертоны.

Трапеза в Еммаусе. Когда эти двое учеников и Иисус, которого они не узнали, подошли к Еммаусу, Он сказал им, что должен идти дальше, «но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них» (Лк. 24:28-31).

Philippe de Champaigne, I discepoli di Emmaus, XVII sec., musйe des beaux-arts, Angers Pietr Pawel Rubens, La cena di Emmaus, 1638, Museo del Prado, Madrid Francesco Guardi, I pellegrini di Emmaus, XVIII sec., Palais des Beaux-Arts, Lille Jean Jouvenet, La cena di Emmaus, XVII sec., musйe des Beaux-Arts, Nantes Scuola francese, La cena di Emmaus, XVII sec., musйe des Beaux-Arts, Nantes Jean Restout, La cena di Emmaus, 1735, Palais des Beaux-Arts, Lille Fratelli Le Nain, Pellegrini di Emmaus, 1645, Musйe du Louvre, Parigi Fratelli Le Nain, Pellegrini di Emmaus, 1645, Musйe du Louvre, Parigi Fratelli Le Nain, Pellegrini di Emmaus, 1645, Musйe du Louvre, Parigi Tiziano, Cena di Emmaus, 1535, Musйe du Louvre, Parigi Tiziano, Cena di Emmaus, 1535, Musйe du Louvre, Parigi Vincenzo di Biagio, Cena di Emmaus, 1525, Palazzo Pitti, Firenze Tintoretto, La Cena di Emmaus, 1542-43, Museum of Fine Arts, Budapest Pedro Orrente, La Cena di Emmaus, 1620 circa, Museum of Fine Arts, Budapest Pascal-Adolphe-Jean Dagnan-Bouveret, Cristo ed i discepoli di Emmaus, XIX sec., Carnegie Museum of Art, Pittsburgh, Pennsylvania Willem Herreyns, Cena di Emmaus, 1808, O.-L. Vrouwekathedraal, Antwerp Philippe de Champaigne, Cena di Emmaus, 1622, Museum voor Schone Kunsten, Ghent Abraham Bloemaert, Cena di Emmaus o I Discepoli di Emmaus, 1622, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Bruxelles Henry Ossawa Tanner, I Pellegrini in Emmaus, 1905, musйe d’Orsay, Parigi Antonio Giarola, Pellegrini in Emmaus, XVII sec., musйe des Beaux-Arts, Rennes Jean-Baptiste de Champaigne, Cena di Emmaus, XVII sec., musйe des Beaux-Arts, Nantes Paolo Veronese, Pellegrini in Emmaus, 1560 circa, Musйe du Louvre, Parigi Paolo Veronese, Pellegrini in Emmaus, 1560 circa, Musйe du Louvre, Parigi Paolo Veronese, Pellegrini in Emmaus, 1560 circa, Musйe du Louvre, Parigi Diego Rodriguez de Silva y Velбzquez, Cena di Emmaus, 1620 circa, Metropolitan Museum of Art, New York Diego Rodriguez de Silva y Velбzquez, Cena di Emmaus, 1620 circa, Metropolitan Museum of Art, New York Seguace di Caravaggio, Cena di Emmaus, 1600 circa, Getty Museum Joachim Wtewael, Cena di Emmaus, 1600 circa Caravaggio, Cena di Emmaus, 1606, Pinacoteca di Brera, Milano Caravaggio, Cena di Emmaus, 1606, Pinacoteca di Brera, Milano Caravaggio, Cena di Emmaus, 1601-02, National Gallery, Londra Caravaggio, Cena di Emmaus, 1601-02, National Gallery, Londra Pontormo, Cena di Emmaus, 1530, Galleria degli Uffizi, Firenze Harmensz Rembrandt van Rijn, Pellegrini di Emmaus, 1660 circa, Musйe du Louvre, Parigi Harmensz Rembrandt van Rijn, Cristo a Emmaus o Pellegrini di Emmaus, 1629 circa, Musйe Jacquemart-Andrй, Parigi Harmensz Rembrandt van Rijn, Cena di Emmaus, 1648, Louvre, Parigi Harmensz Rembrandt van Rijn, Cena di Emmaus, 1648, Louvre, Parigi Harmensz Rembrandt van Rijn, Cena di Emmaus, 1648, Louvre, Parigi Harmensz Rembrandt van Rijn, Cena di Emmaus, 1648, Louvre, Parigi Harmensz Rembrandt van Rijn, Cena di Emmaus, 1648, Louvre, Parigi Carl H. Bloch, Cena di Emmaus, XIX sec.

Dirck Van Santvoort, I pellegrini di Emmaus, XVII sec., musйe du Louvre, Parigi

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии